Состав электроники и электрического оборудования транспортных и транспортно-технологических машин
Транспортно-технологическая машина — это транспортная машина, которая предназначена для осуществления погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
Использование современных транспортных и транспортно-технологических машин высокой производительности невозможно без применения электроэнергии, а также сложных электротехнических и электронных устройств. В данных машинах электрическая энергия необходима для пуска двигателя, передачи звуковой и световой информации другим участникам движения, освещения дороги и т.п. При помощи электроэнергии производится воспламенение рабочих зарядов горючего, находящихся в двигателе, работающем на легком виде топлива, а также осуществляется контроль технического состояния отдельных систем и агрегатов, передача показателей оператору и т.п.
Электроника и электрооборудование машин представляют собой сложный комплекс электронных и электротехнических систем, приборов, которые обеспечивают правильное функционирование двигателя, ходовой части, трансмиссии и автоматизацию рабочих процессов машин. Все электрическое оборудование транспортных и транспортно-технологических машин состоит из:
- Системы электроснабжения, в состав которой входят аккумуляторная батарея, генераторная установка и т.п.
- Системы электростартерного оборудования двигателя внутреннего сгорания, в состав которой входят реле управления, реле блокировки, электрический стартер, аккумуляторная батарея, электротехнические устройства для облегчения процесса пуска двигателя.
- Системы зажигания, в состав которой входят катушки зажигания, свечи зажигания, добавочный резистор, датчик-распределитель, транзисторный коммутатор, прерыватель-распределитель, наконечники, высоковольтные провода и т.п.
- Системы освещения, световой и звуковой передачи информации, в состав которой входят реле управления приборами системы, осветительные устройства (фары головного освещения), светосигнальные фонари (фонари заднего хода, габаритные огни, указатели поворота, стоп-сигналы и т.п.).
- Разнообразные электронные системы (электронная система управления машиной, локальные вычислительные системы, электронная система управления двигателем, специализированные бортовые системы).
- Системы технического состояния машины, в состав которой входят сигнальные лампы, спидометр, тахометр, а также датчики уровня топлива, температуры, давления.
- Системы подавления радиопомех.
- Электрических приводов (моторедукторы, электрические двигатели, мотонасосы).
- Защитных и коммутационных устройств, в состав которых входят разъемные соединения, выключатели, соединительные панели, предохранители, разнообразные реле, контакторы и т.п.
Развитие электрического оборудования машин тесно связано с использованием средств электроники и микропроцессоров, задача которых заключается в оптимизации и автоматизации рабочих процессов, обеспечении безопасности движения транспортного средства, снижение токсичности отработанных газов и т.п. Мощность и число потребителей электроэнергии на современных транспортных и транспортно-технологических машинах постоянно возрастает, поэтому на смену прежнему электрическому оборудованию приходят новое, которое имеет более сложную конструкцию. От технического состояния электронного и электрического оборудования машин зависит их производительность и надежность.
Надежность электрического оборудования транспортных и транспортно-технологических машин
Надежность электрического оборудования характеризуется:
- Гамма-процентной безотказностью и средней наработкой (или интенсивностью отказов) для ремонтируемых и неремонтируемых элементов.
- Гамма-процентным ресурсом для только ремонтируемых элементов.
Направление движения вала электрического оборудования машин определяется со стороны приводного конца вала, для электрических машин с одним входным валом (стартер, датчик спидометра, электрический двигатель, генератор), а также со стороны кулачка прерывателя, для распределителей зажигания. Иногда направление вала указывается в специальной технической документации (для электрических машин, имеющих два выходящих конца вала).
Для того, что уменьшить уровень радиопомех используются такие устройства подавления помех, как фильтр подавления радиопомех, высоковольтные провода с распределенным сопротивлением, экранированные и неэкранированные наконечники свечей системы зажигания, помехоподавительные резисторы, которые находятся в искровых свечах системы зажигания или роторах распределителей.