Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рынок средств и потребителей информации

Понятие рынка информации

Информатизация общества связана с появлением и развитием рынка информации, который является системой экономических, организационных и правовых отношений в области свободной торговли товарами интеллектуального труда и услугами между различными хозяйствующими субъектами и потребителями.

Данный рынок, как и все остальные виды рынков, характеризуется конкретной номенклатурой товаров, условиями и способами их предоставления, стоимостью.

Характерные черты рыночных отношений – это: конкуренция, свобода выбора партнеров, взаимные договора двух сторон, эквивалентный обмен товарами и денежными средствами. Все перечисленные черты обеспечивают возможность эффективного разрешения различных социально-экономических проблем.

Товарами интеллектуального труда на рынке информации могут быть информационные продукты, т.е. знания, информационные системы, документы, информационные технологии, патенты, лицензии, товарные знаки, инженерно-технические услуги и т.д.

Под термином «информационная услуга» помимо основного определения – подготовка, получение и предоставление пользователю информационных ресурсов – также понимается следующее:

  • Это результат информационных процессов или же информационной деятельности;
  • Это конкретный результат материального, духовного производства, который обладает качествами, отражающими его целевое предназначение, а также информационными свойствами, для которых он покупается;
  • Это совокупность осязаемых и неосязаемых свойств, которые предназначены для удовлетворения покупательских нужд в информации;
  • Это результат деятельности непроизводственного характера, который направлен на удовлетворение потребностей в информации организации или отдельного индивида при использовании продуктов.
Определение 1

Информационная услуга представляет собой удовлетворение информационной системой, собственником или владельцем информационных ресурсов заявки пользователя, заключающейся в подготовке и получении на согласованных условиях некоторых информационных ресурсов заданной тематической направленности, вида и объема.

«Рынок средств и потребителей информации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процесс предоставления услуги не обходится без соглашения между сторонами.

Субъектом, которому нужны для использования какие-либо данные, может быть частное лицо, общественная организация, учреждение, предприятие и т.д.

Информационная услуга может предоставляться в полном объеме, частично или же не оказываться вовсе.

Таким образом, рынок информационных услуг представляет собой совокупность отношений между товаропроизводителями и субъектами предложения по вопросам производства, покупки и использования информации посредством консультаций, издательской, образовательной, правовой и рекламной деятельности.

Рынок информации выполняет несколько важнейших функций:

  • Функцию обеспечения, т.е. удовлетворение потребностей всех участников в приобретении и сбыте информации;
  • Функцию регулирования, в рамках которой оптимально формируются структурные пропорции в объеме информации различного типа, обеспечивается рациональное распределение информации и ее обмен между субъектами рынка, устанавливается уровень цен и их зависимость;
  • Посредническую функцию, при которой осуществляется обмен информационными услугами;
  • Информационную функцию – распространяется вся необходимая информация для выгодного и активного участия субъектов в рыночных отношениях;
  • Стимулирующую функцию, которая способствует увеличению качества и расширению видов информационных услуг;
  • Санирующую функцию, при которой конкурентоспособность только повышается, в противном случае санируется рынок от неконкурентоспособных участников.

Потребители информации

Потреблять информационные продукты и услуги могут различные физические и юридические лица, т.е. специалисты, занятые в разных сферах производства и находящиеся в поиске дополнительных знаний. Все потребители информации могут быть разделены на такие группы:

  • Занимающиеся научно-исследовательской деятельностью;
  • Работники торгово-промышленных предприятий;
  • Специалисты маркетинговых и консалтинговых информационных агентств;
  • Государственные служащие;
  • Сотрудники общественных организаций;
  • Отдельные пользователи.

По своему назначению информация может быть:

  • Предназначенной для специалистов;
  • Рыночной;
  • Образовательной;
  • Информацией широкого потребления.

К информации, предназначенной для специалистов, относится вся научная, инженерно-техническая, конструкторская, проектная, а также гуманитарная информация.

Рыночная информация включает биржевую и финансовую информацию, маркетинговую, коммерческую бизнес-информацию и т.д.

Образовательная информация имеет познавательную направленность и может представляться в электронном и печатном виде.

К информации широкого потребления относятся все виды новостной информации, справочно-потребительской и развлекательной.

Спрос и предложение на рынке информации

По оценкам некоторых экспертов, потребление информации в мире к концу 20-го века превысило два триллиона долларов.

Несмотря на то, что стоимость многих видов информационных товаров снижается, для информационного бизнеса характерны быстрые темпы роста, поэтому и спрос на информационные продукты растет с каждым годом.

Устанавливая цены на информационные товары и услуги, фирмы-производители могут использовать один из следующих подходов:

  • Продуктовый, основой которого является особенность конкретного информационного продукта;
  • Институциональный, при котором внимание концентрируется на производителях информации;
  • Управленческий, который является сочетанием некоторых черт двух предыдущих подходов и используется при разработке ценовой стратегии для того или иного предприятия.
Замечание 1

В процессе формирования цены на информационный товар или услугу любой производитель решает вопросы, касающиеся степени уникальности данного товара, платежеспособности целевого сектора потребителей, структуры рынка и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 25.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot