Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рыночный спрос и его факторы

Определение 1

Рыночный спрос – это совокупность индивидуальных спросов, которые предъявляют на товар все покупатели (потребители) на определенном рынке.

Сущность спроса и его законы

Под спросом понимается тот объем имеющихся товаров и услуг, который покупатели готовы приобрести по определенным ценам независимо от степени его рациональности. При изменении цен изменяется и объем спроса, эту зависимость принято определять как закон спроса. Согласно закону, существует обратная зависимость цены и величины спроса.

При соблюдении прочих равных условий снижение цен приводит к росту величины спроса, а при повышении цен уменьшается величина спроса. Эта зависимость может быть обоснована следующими причинами:

  • эффект дохода;
  • эффект замещения;
  • принцип убывания предельной полезности.

Эффект дохода характеризует желание потребителей приобретать больше данной продукции при снижении ее цены без соответствующего уменьшения объема приобретения прочих товаров. Сниженные цены позволяют на прежний объем расходов на данные товары приобретать его в большем количестве. Чем большее количество подешевевшего продукта покупает потребитель, тем больше самостоятельных действий он реализует в условиях открывшихся возможностей увеличения собственного дохода.

Эффект замещения предполагает, что в случае снижения цены продукта возрастает готовность потребителя отдавать предпочтение данному продукту, по сравнению с более дорогостоящими. Подешевевшие товары относительно удорожают остальные товары, несмотря на неизменность их собственной цены. Поэтому при замещении других товаров подешевевшим, покупатели обеспечивают себе эффект дополнительного дохода.

Убывающая предельная полезность означает сокращение степени удовлетворенности потребителя от потребления каждой дополнительной единицы данного изделия. Следовательно, потребитель будет готов продолжить покупку такого товара только после снижения цен на него.

«Рыночный спрос и его факторы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кроме ценового влияния на спрос существуют неценовые параметры спроса, связанные с изменением структуры денежных доходов общества, изменением цен на остальные товары, изменением количества покупателей, экономической политикой правительства, изменением предпочтений потребителей из-за моды или рекламы.

Взаимосвязь спроса и уровня доходов

Изменение денежных доходов не всегда однозначно воздействует на уровень спроса. По отношению к большей части товаров из-за повышения доходов увеличивается и спрос. С ростом дохода потребители, обычно, приобретают больше мясной продукции, овощей и фруктов, техники и одежды. Наоборот, если доходы снижаются, также падает и спрос на подобные категории товаров. Продукты, спрос на которые напрямую зависит изменения денежных доходов, получили название нормальный товар, или товар высшей категории.

На некоторую продукцию спрос, наоборот, уменьшается из-за возрастания потребительских доходов. К примеру, пищевой рацион людей с низкими доходами характеризуется преобладанием хлеба, макаронных изделий, круп, дешёвых овощей. Если доходы данной категории населения существенно возрастают, то такие потребители переключаются на приобретение дорогостоящего мяса или рыбы, овощей и фруктов, кондитерской продукции, что вытеснило бы из рациона кашу, хлеб и макароны. Товары, на которые спрос сокращается в случае роста доходов, или, напротив, возрастает со снижением доходов, принято называть инфериорным благом, или товаром низшей категории.

Существуют группы товаров, которые приобретаются потребителем в одинаковом количестве и объеме независимо от размеров дохода. Подобные товары не относятся ни к нормальным, ни к инфериорным. Примером такого товара является зубная паста, туалетная бумага, соль. Действительно, при существенном возрастании доходов человек не станет употреблять более соленую еду или чаще чистить зубы. С противоположной точки зрения, при сокращении дохода человек не станет экономить на покупке зубной пасты и, конечно, соли. Относимые к этой категории товары занимают сравнительно небольшой удельный вес потребительского бюджета, однако чрезвычайно важны для нормальной жизнедеятельности людей.

Факторы спроса

На спрос влияют следующие факторы:

  • особенности климата;
  • уровень ожиданий покупателей;
  • цены товаров;
  • совокупность накопленного имущества;
  • потребительские предпочтения и вкусы;
  • цены на товары-заменители;
  • цены на дополняющие товары и комплектующие;
  • денежные доходы населения.

В зависимости от характера воздействия факторы спроса могут быть общими (численность и доходы населения, уровень цена на продукцию) и специфическими (развитие жилищного строительства, численность молодого населения, пенсионеров, уровень развития в регионе туризма и т.п.).

В зависимости от возможности измерения факторы спроса могут либо поддаваться, либо не поддаваться количественным оценкам (влияние моды, привычки или предпочтения человека).

Свойство, определяющее изменение уровня спроса в зависимости от динамики цен, принято называть ценовой эластичностью спроса. Ценовая эластичность спроса дает характеристику ответной реакции величины спроса при изменении цены. В случае если при небольшом изменении цены значительно увеличивается спрос, такой тип спрос называется эластичным.

Принято различать эластичность спроса по цене и по доходу. При эластичности спроса по цене можно установить, как меняется объем спроса на продукцию при изменении цены на этот продукт.

При определении коэффициента эластичности спроса по цене необходимо рассчитать отношение процента изменения уровня спроса к проценту изменения цены на товар.

При изменении динамики спроса из-за изменения потребительских доходов возникает эластичность спроса по доходам, которая представляет собой соотношение изменения размера доходов к средним доходам населения. С помощью коэффициента эластичности по доходам можно узнать, как изменяется спрос на товары при изменении на 1 %доходов потребителей.

Дата последнего обновления статьи: 13.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot