Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль олигополий в современной экономике

Олигополия

Определение 1

Олигополия – это одна из форм несовершенной конкуренции, при которой рыночной властью обладает ограниченное количество фирм.

Олигополии возникают в отраслях, требующих больших капиталовложений в оборудование, наличия высококвалифицированного персонала и прогрессивных технологий. Примером олигополии может быть рынок производителей автомобильного или авиационного транспорта. Олигополии возникают естественным образом, вследствие роста и масштабирования бизнеса более успешными компаниями. Вследствие расширения их деятельности часть конкурентов уходит с рынка, поэтому возникают крупные корпорации. Покупатели высокотехнологичной продукции предпочитают пользоваться услугами или товарами крупных производителей, зарекомендовавших себя.

В олигополии могут проявляться лидеры, которые чувствуют себя более свободно, чем их конкуренты. Например, производители мобильных телефонов часто завышают цену, так как их товар популярен. Отличительными особенностями олигополии называют:

  1. Небольшое число фирм.
  2. Продукция идентична продукции конкурентов.
  3. Небольшая дифференциация.
  4. Ценовая конкуренция не эффективна.

Олигополии отличаются высокими барьерами входа на рынок. Среди сдерживающих факторов выделяют законодательные ограничения, необходимость в большом первоначальном капитале. Чаще всего, олигополии создаются в отраслях, где действует несколько крупных предприятий. Таким образом, олигополии отличаются малым числом фирм-продавцов и большим числом покупателей. Продукция в олигополии дифференцирована и стандартизирована. Решения олигополистов влияют на их конкурентов. Вход на рынок осложнен административными требованиями и необходимостью существенных капитальных вложений. Ценовая конкуренция не позволяет занять лидирующие позиции, и даже может привести к потере имеющихся преимуществ.

«Роль олигополий в современной экономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Стратегии и модели олигополий

С одной стороны, ценовая конкуренция является неэффективной. Но с другой стороны, если она имеет место быть в олигополии, то затрагивает изменение цен во всей отрасли. Фирмам не выгодно повышать цены, так как велика вероятность, что другие компании останутся на том же уровне и перетянут к себе покупателей. Если компания решит снижать цену на продукцию, то конкуренты скорее всего последуют ее примеру. Им приходится предлагать альтернативу, чтобы не лишиться покупателей. Именно поэтому олигополисты часто вступают в ценовые войны.

Выделяют следующие виды олигополии:

  • Чистая. Фирмы производят однородную продукцию. Встречается в добывающей промышленности.
  • Дифференцированная. Компании производят схожие товары, но имеющие различные характеристики.
  • Коллективная. Фирмы соперничают друг с другом по цене и объемам сбыта.

В зависимости от сложившей ситуации, олигополисты могут выбирать два вида стратегии – кооперативную или некооперативную. В первом случае производители договариваются друг с другом о стратегии развития. Однако, это может привести к появлению картелей, что запрещено в большинстве стран мира. При появлении новых игроков олигополисты могут снижать цены или перераспределять доли рынка без условных договоренностей. Некооперативная стратегия предполагает, что фирма действует в собственных интересах.

Олигополии могут приобретать следующие формы. Например, лидерство по ценам или объему показывает, что одна из компаний определяет политику всей отрасли. Модель картеля проявляется в согласованности действий всех участников отношений. Но картели запрещены в большинстве стран в рамках антимонопольного законодательства. Модель ценовой войны предполагает борьбу между компаниями с помощью изменения уровня цен и демпинга. Модель Курно предполагает, что каждая фирма действует на основе собственного прогноза о развитии рынка.

Роль олигополий в современной экономике России

Переходный период от командно-административной системы хозяйствования к рыночной в России привел к тому, что в некоторых отраслях остались лишь крупные предприятия. Они получили возможность самостоятельно устанавливать цены, определять объем сбыта. Стали проявляться классические признаки рыночных отношений. Россия является сырьевой страной, поэтому олигополии складываются в добывающей промышленности. Но именно в тех секторах, где необходима технологическая оснащенность, например, в газодобыче. Так же олигополии существуют в почтовой связи, трубопроводном и железнодорожном транспорте, в военно-промышленном комплексе. Объем реализации продукции этих компаний составляет около 60% ВВП.

Олигополисты двигают и развивают экономику России. Но на национальное хозяйство оказывают влияние такие факторы, как:

  1. Коррумпированность чиновников.
  2. Криминализация общества.
  3. Нерыночная конкуренция.

В развитых странах не существует крайних состояний рынка, а также преобладает доля малых и средних предприятий, что обеспечивает справедливую конкуренцию. Монополии и рыночные отношения переплетены в мировой экономике. Чаще всего это происходит в инновационных отраслях и в производстве, требующем наукоемких технологий. Российские олигополии не достигли уровня развитых стран. Они влияют на концентрацию капитала через слияние или поглощение менее стабильных компаний. Внутренний российский рынок, где действуют олигополисты, размывается из-за того, что на нем появляются иностранные игроки с конкурентной продукцией.

Корпорации, действующие на российском рынке, развивают внутри своей структуры блоки, занимающиеся управлением трансакционных издержек. Увеличение компании ведет к снижению ее управляемости, к повышению степени бюрократизации, что влияет на неэффективное использование факторов производства и финансовых ресурсов. В России нет опыта грамотного управления крупными корпоративными структурами, обычно используются унитарные формы хозяйствования или холдинги для удержания предприятия на плаву. Западные страны давно отдают часть функций аутсорсинговым компаниям, что положительным образом сказывается на динамике их развития.

Дата последнего обновления статьи: 24.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot