Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пять сил конкуренции

Понятие конкуренции и рынка

Хозяйственные отношения в обществе в современном мире строятся на основании рыночного механизма. В свою очередь он складывался постепенно в ходе эволюции человечества и усложнения экономических связей. Основными предпосылками формирования рынка стали следующие положения:

  1. Независимость хозяйствующих субъектов позволяет им действовать самостоятельно. Например, предприятия или предприниматели определяют род своей деятельности, создаваемый продукт или услугу, пути распоряжению прибылью и методы реализации.
  2. Обмен между сторонами сделки купли-продажи всегда носит взаимовыгодный характер. Он обслуживается денежными средствами и другими финансовыми инструментами. Продавец получает доход или выгоду, а покупатель приобретает полезность.
  3. Государственная роль в регулировании экономики резко ограничена. Оно может воздействовать только посредством законодательства, налоговой политики, государственными закупками и трансфертами. Такой подход показал свою эффективность, создав условия для гибкой системы экономических отношений.
Замечание 1

Конкуренция между субъектами возникает по причине их независимой деятельности и обособленности. В ее основе лежит пересечение интересов между производителями относительно потребительского спроса. Конкуренция и рынок взаимосвязаны. Благодаря им, происходит саморегулирование экономических отношений, устанавливается равновесная цена, способная удовлетворить потребности продавца и потребителя.

Конкуренция имеет различные виды и методы классификации. Самым распространенным методом является ее разделение по масштабам. Так выделяют индивидуальную, межотраслевую, отраслевую, национальную, международную и общемировую конкуренцию. Стоит отметить, что она может возникать не только между продавцами, но и между покупателями. Наиболее известными моделями покупательской конкуренции являются монопсония и олигопсония. В рамках конкурентной борьбы между производителями наиболее часто рассматриваются монополии, олигополии, рынок монополистической конкуренции. В целях теоретического изучения механизма конкурентной борьбы рассматривают ее совершенную модель.

«Пять сил конкуренции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Пять сил конкуренции

Деятельность производителей является основой любой национальной экономической системы. Конкурентная борьба между ними стимулирует хозяйственные процессы, взаимодействие между продавцами и покупателями, лежит в основе экономического роста и развития. Руководство любого предприятия в свою стратегическую деятельность включают длительное поддержание его конкурентоспособности. Такой подход позволяет не только сохранять стабильный приток денежных средств и увеличивать доход, но также обеспечивать инвестиционную привлекательность объекта хозяйствования.

Разработка стратегии развития предприятия строится на широком анализе окружающих факторов. Одним из них является степень конкуренции в конкретном сегменте рынка или отрасли. От того, насколько точно будет проведена аналитическая работа, зависит успешность текущих и будущих управленческих решений. Для этих целей используется модель Портера, которая позволяет оценить пять сил конкуренции, подразделяемые на отдельные группы. Согласно его теории интенсивность конкуренции в отрасли зависит от следующих параметров:

  1. Стремления производителей расширить рынки сбыта за счет товаров-заменителей.
  2. Уровня конкурентной борьбы между объектами хозяйствования в отрасли.
  3. Вероятность появления новых конкурентов.
  4. Степень власти поставщиков и используемые ими методы ведения бизнеса.
  5. Степень воздействия потребителей на рынок.
Замечание 2

По мнению Портера именно эти пять показателей влияют на цену продукции, а значит, во многом определяют способность отдельной компании успешно функционировать на рынке в конкретной отрасли. Кроме того, они в равной степени оказывают воздействие на интенсивность конкурентной борьбы.

Модель Портера

Особенностью модели Портера является ее статистический характер, поэтому для оценки динамики развития рынка ее не используют. Однако, она широко применяется для проведения СВОТ и ПЕСТ-анализа. Наиболее важным параметром модели является конкуренция между предприятиями. Она описывается следующими принципами:

  • увеличение числа конкурентов и уравнивание их возможностей;
  • замедленный рост спроса;
  • тенденция к снижению цен;
  • смена потребительских предпочтений;
  • величина затрат на выход из отрасли;
  • большое число товаров-заменителей, минимизация конкурентных преимуществ;
  • различие между стратегиями конкурентов.

Все эти принципы снижают итоговый показатель доходов отдельного предприятия, так как львиная доля средств уходит на неценовые методы ведения конкурентной борьбы. Задача специалиста по стратегическому развитию компании заключается в поиске такого положения на рынке, которое обеспечит доходность и длительное сохранение конкурентоспособности продукции.

Товары-заменители влияют, прежде всего, на потолок цен в отрасли. В зависимости от цен на аналогичную продукцию предприятиям приходится корректировать собственную ценовую политику. При этом им необходимо установить такую цену, которая не только позволит конкурировать на рынке, но и получать необходимый уровень дохода.

Отдельное внимание уделяется барьерам входа на рынок. Чем они ниже, тем большее число конкурентов может занять свою нишу, а значит, тем будет выше интенсивность конкуренции. Высокие барьеры наоборот ограждают производителей от конкурентов. Например, предприятия на олигополистическом рынке могут варьировать цены, с целью недопущения новичка. Кроме того, на высоту входных барьеров влияет эффект масштаба, так как он дает возможность уже действующим фирмам ограничивать допуск к ресурсам и факторам производства для новых компаний.

Роль поставщиков рассматривается с точки зрения их влияния на отрасль. Обычно такая ситуация наблюдается, если поставщики предоставляют уникальный и качественный продукт, а переход от одного поставщика к другому является высоко затратным. Кроме того, рыночная модель экономики строится на предпочтениях потребителей. Во многом именно они определяют тенденции развития производства и товарного сектора. Рыночная власть покупателя обратно зависима от степени дифференциации продукции в отрасли.

Дата последнего обновления статьи: 04.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot