Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Планирование и прогнозирование в условиях рынка

Определение 1

Прогнозирование – это процесс исследования качественных и количественных параметров, целью которого является выявление тенденций рыночного развития и поиск наиболее эффективных его направлений.

Определение 2

Планирование – это процесс целенаправленной деятельности, который заключается в разработке и практической реализации планов, предопределяющих состояние предприятия в будущем, а также способов и путей его достижения.

Прогнозирование в условиях рынка

При составлении прогнозов в современной рыночной экономике необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Организация движения материальных потоков. Поскольку почти все виды продукции реализуются на рынке свободно, разработка достоверного прогноза загрузки производственных мощностей любого предприятия требует детальной проработки информации о рыночной конъюнктуре.
  2. Виды формирования движений денежного потока. По большому счету, движение финансовых ресурсов не подпадает под сферу прямого регулирования государства, поэтому необходимо определить объемы и структуру капитала и возможные направления его применения.
  3. Динамика изменения рыночных цен и ее влияние на процессы производства и распределения. Данное обстоятельство является исходным в связи с невозможностью получения ни одной достоверной прогнозной оценки по производству без учета ценовой конъюнктуры.
  4. Динамика внутренней конвертируемости рубля – возможности для покупки или продажи национальной валюты в обмен на иностранную и наоборот.

Тесная связь прогнозирования и планирования – это необходимая предпосылка рыночных расчетов. Одной из важнейших задач прогнозирования становится предсказание пороговой величины процессов рыночного развития, определение возможного срока крупнейших сдвигов, которые знаменуют качественные изменения различных рыночных процессов.

В процессе рыночного прогнозирования целесообразно использовать два различных подхода. Первый подход предполагает прогнозирование от момента разработки прогноза с постепенным проникновением прогнозной информации на будущие процессы. Второй подход подразумевает определение будущих целей и ориентиров, а которых прогнозируется движение к настоящему.

Методы прогнозирования

Определение 3

Методы прогнозирования – это совокупность способов и приемов, которые позволяют сформировать достоверные суждения касаемо будущего состояния рынка на базе ретроспективного анализа, исследования внутренних и внешних связей объектов прогнозирования.

«Планирование и прогнозирование в условиях рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы прогнозирования в условиях рынка можно классифицировать в зависимости от:

  • способов обработки информации: статистический метод, метод аналогий, опережающий метод;
  • степени формализации: формализованный и интуитивный метод;
  • общего принципа действия;
  • направления и назначения прогнозирования;
  • процедуры получения прогнозируемых параметров.

В группу статистических методов входят приемы и способы обработки информации, направленные на получение количественной закономерности, проявляющейся во взаимосвязях, динамике и структуре прогнозируемого состояния рынка.

В основе метода аналогий заложено получение прогнозов с учетом логических выводов, из которых знания о прогнозируемом процессе возникает через известные сходства закономерности развития рыночных процессов. Существует несколько видов аналогий: аналогии свойств, аналогии отношений и изоморфизм. На основе принципа изоморфизма могут быть разработаны экономико-математические модели прогнозирования развития современного рынка.

В основе опережающих методов прогнозирования - определенные принципы обработки научно-технических параметров, которые реализуются через свойство отражения новых тенденций и закономерностей рыночного развития.

Планирование в условиях рынка

В условиях современного рынка планирование происходит на каждом уровне иерархии управления. Для уровня национального хозяйства характерно применение макроэкономического планирования, для регионального уровня характерно территориальное планирование, для уровня предприятия используются методы микроэкономического планирования.

Под макроэкономическим планированием подразумевается научно-обоснованное предвидение состояния общественного производства, которое основано на выявлении тенденций и закономерностей развития социальных и научно-технических процессов, на накопленном опыте и хозяйственной практике, на объективных зависимостях на рынке. Научная основа планирования на макроэкономическом уровне – принципы экономической теории.

Методология рыночного планирования включает принципы, показатели, методики и методы разработки и обоснования решений. Составные элементы методологии рыночного планирования включают несколько направлений.

В рамках социально-экономического направления планирования изучаются и познаются действия социальных и экономических законов воспроизводства для их реализации в рыночной экономике.

Для организационного направления планирования характерно исследование и разработка технологии построения планов, структуры планирующих органов и т.п.

Основными принципами планирования в условиях современного рынка являются: научная обоснованность, социальная направленность и приоритет потребностей общества, повышение эффективности производства, пропорциональность, приоритетность, согласование целей и задач на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Научная обоснованность планирования подразумевает учет закономерностей природного и общественного развития, применение различных форм математического моделирования при разработке планов. Социальная направленность и приоритет общественных потребностей в планировании подразумевает, что исходная позиция общенационального плана, прежде всего, - интересы общества и человека и общества. Рынок не может существовать вне личных и общественных интересов.

Использование принципа повышения производственной эффективности предполагает, что планирование должно учитывать наименьшие затраты для максимальной экономии разных форм труда.

Дата последнего обновления статьи: 14.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot