Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цели антимонопольного регулирования и поддержки конкурентной среды

Понятие конкурентной среды

Определение 1

Конкурентная среда – это ситуация на рынке, характеризующая борьбу между продавцами за потребителей, контрагентов, поставщиков и лучшее положение на рынке.

Производители стремятся максимизировать прибыль, поэтому им приходится соперничать между собой не только за покупателя, но и за доступ к факторам производства. Страны придерживаются смешанного типа хозяйствования, где рыночный механизм распространяется на сферу массового производства. На потребительском рынке действуют малые и средние предприятия, которые предоставляют схожие товары и услуги. В этом секторе конкуренция наиболее высокая, а потребители, обладая широким выбором, быстро переходят от продавца к продавцу, не ощущая разницы в качестве благ.

Уровень конкуренции зависит от количества соперничающих субъектов. При запуске нового продукта число конкурентов не велико, но высокий спрос привлекает новых производителей. Постепенно уровень конкурентной борьбы повышается. Начинается вытеснение более слабых игроков, не способных удерживать положение на рынке.

Экономическая теория выделяет совершенную и несовершенную конкуренцию. Первая описывает идеальную рыночную систему, где участники не могут оказывать существенного влияния на нее. В реальности существуют различные формы несовершенной конкуренции, в которой происходит искажение рыночной информации. Существуют следующие формы несовершенной конкуренции между производителями:

  • Монополия
  • Олигополия
  • Монополистическая конкуренция.

Формы конкуренции между покупателями – монопсония и олигопсония.

Конкурентная борьба возникает между субъектами рыночных отношений, так как ресурсы и рынки сбыта ограничены. Конкурентная среда стимулирует инновационную деятельность, оказывает санирующее воздействие на национальную экономику. Поддержка справедливой конкурентной борьбы является одной из приоритетных задач государственного регулирования.

«Цели антимонопольного регулирования и поддержки конкурентной среды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности монополии

Определение 2

Монополия – это рыночная структура, в которой предложение осуществляется одним продавцом, обладающим рыночной властью.

Продавец может самостоятельно регулировать объем выпуска, а так же устанавливать цену. Отличительными особенностями монополии можно назвать существование одного продавца, у которого вынуждены покупать потребители. Монополист не нуждается в рекламе, способен диктовать цены, манипулировать качеством и количеством готовой продукции. Барьеры выхода на рынок монополии практически не преодолимы.

Выделяют естественные, экономические, административные монополии. Естественные складываются под воздействием спроса на продукцию, которую способна предоставить лишь одна компания. Для естественных монополий характерны условно-постоянные издержки, экономия на масштабах, низкая эластичность спроса и отсутствие любой конкуренции. Административные монополии складываются под влиянием государственных органов власти. Государство может предоставлять исключительные права на выполнение определенной хозяйственной деятельности, либо организовывать структуры, находящиеся в прямом подчинении органов власти.

Самой распространенной формой является экономическая монополия. Она складывается в случае успешного развития компании, ее постоянного роста и увеличения масштабов за счет концентрации капитала. Так же происходит централизация капитала за счет добровольного объединения или поглощения.

Экономисты рассматривают формирование монополий, как естественный процесс. Считается, что монополии не возникают случайным образом, а становятся логическим продолжением четко выстроенной стратегии компании. Основной причиной появления монополий считается преимущество крупных предприятий над малым и средним бизнесом.

Замечание 1

Монополии могут влиять на рынок, и для того, чтобы сохранить приемлемый уровень цен и объем выпуска, способный удовлетворить потребности рынка необходимо государственное вмешательство. С этой целью создаются антимонопольные службы.

Цели антимонопольного регулирования и поддержки конкурентной среды

Антимонопольное регулирование включает в себя экономические, административные и законодательные меры, используемые государством для регулирования рынка. Эти меры направлены на обеспечение нормального развития национального хозяйства и поддержку конкурентной среды. В развитых странах государство занимает активную позицию по отношению к монополиям. Это необходимо для снижения их негативного воздействия на рыночный механизм.

Разработка и реализация антимонопольного законодательства необходима для создания действенного инструмента регулирования цен и объемов выпуска в отраслях, где действуют монополии. Законодательство призвано решать проблемы, которые создают чистые монополии, а именно, предотвращение недобросовестных действий по отношению к субъектам хозяйствования. Так же государство предотвращает стремление к накоплению монопольной власти менее крупными фирмами.

Среди мер антимонопольного регулирования выделяют:

  1. Запрет на монополии в разных отраслях экономики.
  2. Запрет на создание картелей.
  3. Деление монополий.
  4. Установление меры ответственности за злоупотребление рыночной властью.
  5. Преследование за фальсификацию товаров.
  6. Защита внутреннего рынка от иностранных монополий.

К экономическим мерам регулирования относят введение повышенных налоговых ставок, стимулирование производителей и финансовая поддержка предприятиям, создающим товары-заменители. Так же государство содействует расширению рынка, устанавливает внешнеэкономические отношения со странами, способными создать конкуренцию национальным монополиям на внутреннем рынке.

Замечание 2

Задача антимонопольного регулирования заключается в выработке и реализации мер по сохранению здоровой конкурентной среды. Одной из функций государства является сохранение здоровья и безопасности граждан. Поэтому оно обеспечивает доступ к продукции естественных монополий для широкого круга потребителей.

Дата последнего обновления статьи: 15.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot