Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология работы и занятости

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

преемница того, что некогда называлось индустриальной социологией. Социологи, работающие в этой области, традиционно занимаются, главным образом, двумя вопросами: (1) исследованием природы социальных отношений в сфере производства товаров и услуг и определением того, являются эти отношения гармоничными и имеющими характер сотрудничества или конфликтными; (2) вопросом о том, обеспечивают ли задачи, выполняемые людьми на работе, удовлетворение человеческих потребностей. Ранние работы в этой области испытали сильное влияние Э. Дюркгейма, согласно которому конфликт представляет собой скорее патологическое, нежели нормальное явление. Значительное влияние на эти исследования оказала также идея, состоящая в том, что основная причина конфликта — низкий моральный дух (low morale) работников, объясняемый как результат работы, которая является неинтересной и не предоставляет значительных возможностей для участия в социальном сообществе в пределах предприятия. Несмотря на то, что эти взгляды были связаны со старой человеческих отношений школой, они продолжают пользоваться некоторым влиянием в связи с сохранившимся стремлением к «гуманизации» труда и усилению у работников чувства принадлежности к компании. В 1960-е гг. социологи перестали придерживаться концепции «челове ческих отношений», утверждая, что у работников нет каких-либо фиксированны или универсальных ожиданий в отношении работы и что скучная работа и отсутствие социального сообщества на предприятии не обязательно снижают моральный дух людей. Старый подход обвинялся также в технологическом детерминизме, согласно которому характер социальных отношений на работе и удов летворенность индивида работой определяются технологией. Дальнейшие сдвиги в этой области произошли в 1970-е гг. вместе с возрождением марксистской идеи о том, что капитализму свойственен внутренний конфликт между интересами труда и капитала, и возникновением параллельного интереса к идее М. Вебера, согласно которой все современные организации, будь то организации в капиталистической или в социалистической экономике, господствуют над индивидом. К 1980-м гг. внимание исследователей было сосредоточено на истории социальных отношений в сфере производства, на трудовом процессе, системах менеджерского контроля и сопротивлении ему со стороны служащих, а также на последствиях технологических изменений. Исследовались также альтернативные формы организации предприятия, такие, как индустриальная демократия, самоуправление и кооперативы. Вместе с понятием отчуждения вновь возникает и идея человеческих потребностей. Развивалась также такая исследовательская область, как изучение положения женщин и этнических групп в системе занятости. В конце 1980-х и на протяжении 1990-х гг. конфликт, господство и их альтернативы вызывали меньший интерес. Социологи стремились к пониманию трансформаций в сфере работы, которые были результатом постфордизма, продолжающегося упадка видов работы, связанных с производством товаров, и роста сферы услуг, все большей доли женщин в составе рабочей силы, организационной перестройки крупных компаний, в результате которой многие работники были уволены, а работа оставшихся утратила качество гарантированности, и растущей глобализации капиталистической экономики. Новые теоретические интерпретации предмета исследований включали в себя культурный «поворот», связанный с использованием идей Фуко о дискурсе и власти, и интерес к сближению с идеями экономической науки. В ходе этой эволюции происходило расширение области социологии индустрии и работы с переходом от сосредоточенности на ограниченных факторах, внутренних по отношению к предприятию, когда в сущности игнорировались рынки труда, профсоюзы и менеджмент, к более полному анализу работы и занятости, включающему также изучение их социальной, экономической и политической сред. Границы этой области в настоящее время размываются, и данное направление сливается с социологией в целом.

Научные статьи на тему «Социология работы и занятости»

Социология безработицы

социальное и экономическое явление, которое предполагает, что большая часть трудоспособной рабочей силы не занята...
Рабочая сила включает в себя и занятых, и безработных граждан....
Социология безработицы: что это?...
места работы....
Немалую роль играет формирование региональных рынков труда, профессий и занятости населения.

Статья от экспертов

Обзор книжных новинок: экономическая социология на английском 2006

Мы продолжаем знакомить читателей с новинками экономической социологии и публикуем краткие аннотации к зарубежным книгам по экономической социологии, вышедшим в 2006 г. Все аннотируемые работы мы сгруппировали по следующим категориям: методология экономической социологии; культура и хозяйство; гендер и хозяйство; деньги и хозяйство; неформальная экономика; рынки труда и занятость; международные связи и глобализация

Научный журнал

Специфика социологии села

вследствие отделения ремесла от земледелия, и стала практически первой формой расселения людей, которые заняты...
Во-первых, это довольно прослеживаемая неравномерность трудовой занятости сельского населения, что побуждает...
людей переселяться в более известные и крупные города для поиска работы....
Социология села как самостоятельное научное направление Как мы уже отметили, социология села является...
образования сельских жителей не всегда позволяет им сразу устроиться на престижную и высокооплачиваемую работу

Статья от экспертов

Студенческая занятость сквозь призму ключевых социологических парадигм

Анализируется вторичная занятость студентов в современном социуме с позиции основных социологических теорий. Автор ссылается как на классиков социологии, так и на работы современных исследователей.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Адресант

тот, к кому обращается говорящий. Является одним из важнейших компонентов (ситуативных переменных) коммуникативной ситуации.

🌟 Рекомендуем тебе

Трудового процесса подход

Г. Браверман в работе «Труд и монополистический капитализм» (Braverman, 1974) утверждал, что трудовой процесс в развитых капиталистических экономиках детерминируется капиталистическими общественными отношениями и не является продуктом технологических или организационных факторов, предъявляющих свои собственные требования вне зависимости от формы собственности. По его мнению, способ организации трудовых процессов отражает присущий капитализму антагонизм, основанный на эксплуатации труда капиталом. Этот антагонизм означает, что менеджеры, представляющие капитал в современных корпорациях, не могут рассчитывать на добровольный усердный и эффективный труд наемных работников по производству прибавочной стоимости. Когда работодатели нанимают работников, они покупают способность к труду — рабочую силу, — а не фиксированную величину производительности или усилий, и им необходимо превратить эту способность в эффективную работу. Менеджеры, вследствие этого, ищут пути максимального увеличения своего контроля над трудовым процессом и сведения к минимуму такого контроля со стороны рабочих. С этой точки зрения, эволюция производственной технологии и организация работы определяются потребностью капитала в господстве над трудовым процессом и в ослаблении способности рабочих к сопротивлению. Исторически менеджеры пытались достичь этого посредством введения принципов научного менеджмента в сфере организации труда и новых технологий, менее зависимых от квалификации рабочих, что в целом вело к деквалификации труда. В будущем менеджеры смогут максимально сократить зависимость от рабочих, заменив людей автоматизированным оборудованием в тех случаях, когда это возможно. В то же время, поскольку прибыльность капитала может быть повышена за счет снижения стоимости труда, усилению тенденции к деквалификации и к технологическому замещению с целью удешевления труда способствуют и экономические факторы. Идеи Бравермана способствовали серьезному интеллектуальному сдвигу в индустриальной социологии, который привел к новому отношению к природе трудового процесса, включая эволюцию менеджерских практик и производственной технологии, а также характер социальных отношений, связанных с производством. Последующие исследования сосредоточивались на двух вопросах — деквалификации и менеджерского контроля стратегиях, и к настоящему времени аргументы Бравермана стали выглядеть значительно слабее. (1) Длительная тенденция к автоматизации производства и рутинных офисных задач привела к сокращению возможностей найма, но не оказала необходимого воздействия на квалификацию работников. Новые технологии порождают новые квалификации, например, в области дизайна и технического обслужива ния, тогда как данные о деквалификации производства и рутинной офисной работы неубедительны, поскольку может быть найдено множество примеров как деквалификации, так и переквалификации. (2) Сопротивление наемных работников процессу деквалификации и строгому контролю над ними часто препятствовало политике менеджмента и вело к ее смягчению, в особенности там, где были сильны позиции профсоюзов. (3) В настоящее время менеджеры считают, что строгий контроль над процессом труда связан с неприемлемыми издержками. В тех областях, где автоматизация развита не в такой степени, чтобы можно было вообще обойтись без наемного труда, тщательный надзор может требовать значительных финансовых затрат. Если компании могут сократить свой контролирующий персонал и, тем не менее, достигать адекватного уровня производительности работников, то существуют весомые стимулы к принятию подобных мер. Многие компании расширяют круг задач, выполняемых наемными работниками, включая в их число такие традиционные задачи контроля, как инспекция, контроль за качеством и ответственность за организацию работы. В настоящее время считается, что повышение степени ответственности и независимости работников способствует повышению производительности и улучшению качества. Согласно теории гибкой специализации, компании испытывают потребность в найме людей, обладающих множеством квалификаций или умений (что часто обозначается как «поливалентность»), для того, чтобы работать с новыми технологиями и справляться с быстрыми изменениями продукции, характерными для многих производственных отраслей, а также для того, чтобы предоставить своим работникам большую свободу действий. За пределами производственной сферы и рутинного офисного труда строгий менеджерский контроль может быть еще более неприемлем. В тех областях, где работники имеют дело непосредственно с клиентами, как, например, в сфере розничной торговли, клиенты реагируют с большей благосклонностью, когда служащие обладают достаточной свободой действий для того, чтобы удовлетворить их личные запросы. Многие виды работ, выполняемые техническими специалистами и профессионалами, с трудом поддаются деквалификации или технологической замене, при этом люди, занятые такой работой, обычно ожидают, что им будет предоставлена значительная свобода действовать по собственному усмотрению, вследствие чего строгий контроль может быть контрпродуктивным. Таким образом, менеджменту необходимо использовать различные стратегии, а не какую-либо одну. (4) Общий вывод заключается в том, что анализ Бравермана в целом не соответствует состоянию современной экономики. Однако его положения могут быть уместными в некоторых немногочисленных случаях, когда по-прежнему используются принципы фордизма.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot