В работе показана возможность получения методом электроразрядного спекания композиционных материалов, состоящих из графита или графитовой ткани и алюминия, и износостойких подшипниковых композиционных материалов матрично-наполненного типа (бронза-стеллит, бронза-сормайт). Исследованы их физико-механические свойства и определены физические параметры технологического процесса получения композитов. Полученные результаты исследований могут быть полезными для развития теоретических представлений о процессах электрофизической технологии в порошковой металлургии и при разработке более стойких инструментальных материалов для электроразрядного спекания.
В настоящее время в опорных катках тихоходных гусеничных движителей применяются подшипники скольжения с антифрикционными втулками из дорогостоящих сплавов цветных металлов. Возможной альтернативой могут стать более дешевые композитные втулки на основе пористого стеклопластика, полученные радиальной намоткой. Они выдерживают высокие нагрузки и могут работать в условиях ограниченной маслоподачи, используя смазочный материал, содержащийся в открытых порах втулки. Из-за пористой структуры втулки имеют низкую жесткость в радиальном направлении, что способствует образованию развитой площадки контакта со стальным валом. Низкие контактные нормальные и касательные напряжения приводят к снижению износа вала. Фактором, ограничивающим применение композитной втулки, является ее низкая межслойная прочность. По этой причине актуальной становится задача определения максимальных радиальных и сдвиговых напряжений, возникающих в процессе эксплуатации узла трения для расчетной оценки его работоспособно...