Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общность социальная

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

широкое понятие, объединяю щее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятель ности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, фор мирующиеся в сфере общественного производства (классы, про фессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др. Исторически первой формой со циальной общности была семья и такие, основанные на кровно родственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного со циально-экономического строя. Для социальных общностей харак терно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характе ристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в нацио нальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).

Научные статьи на тему «Общность социальная»

Социальные группы и социальные общности

Понятие социальной общности Определение 1 Социальная общность – это относительно устойчивое скопление...
Общности отличаются от социальных институтов и организаций тем, что они изначально не созданы людьми,...
общность рассматривается в качестве разновидности социальной группы....
Организация формируется как человеческая общность и особый тип социальной среды....
общностей, социальных групп, социальной среды и коммуникаций.

Статья от экспертов

Социальная общность как субъект социального времени

В статье анализируется специфика темпоральных характеристик социальной общности, показываются ее отличия как субъекта социального времени от других его основных субъектов человека и общества. Доказывается научная необходимость и социальная целесообразность рассмотрения любой социальной общности сквозь призму ее временных параметров.

Научный журнал

Социальные потребности: общение, труд, общность

социального действия....
У человека присутствуют потребности в общении, в труде, в общности....
о двух их категориях: социальная норма; социальный обмен....
Потребности на уровне социальных норм – это эволюционное развитие социальных институтов....
социальные потребности.

Статья от экспертов

О ДВУХ ТИПАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ

Во всем многообразии социальных общностей можно выделить два основных типа - абстрактно-всеобщие и конкретно-всеобщие. Абстрактно-всеобщие общности обеспечивают одностороннее развитие человека, тогда как конкретно-всеобщие - всестороннее, целостное. Раскрыть сущность и соотношение данных общностей становится возможным лишь при анализе сущности человека, отношения родового и индивидуального в ней. Особую сложность представляет определение конкретно-всеобщих общностей, каких как этнос и семья, поскольку вбирая в себя все многообразие абстрактно-всеобщих общностей, они с ними в точности не совпадают.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Рынок

феномен рынка всегда занимал центральное место в экономической теории, тогда как в рамках социологического анализа ему придавалось меньшее значение. В наиболее широком смысле рынок — это арена обмена товарами, в ходе которого индивидуальные покупатели и продавцы пытаются извлечь для себя максимальную выгоду. Экономисты склонны рассматривать рынки абстрактно, как механизмы, устанавливающие цену и определяющие размещение ресурсов в рамках экономики. Однако как арены обмена рынки являются также социальными институтами: они обладают социальной структурой, образуемой повторяющимися социальными взаимодействиями, которые соответствуют определенным образцам и санкционируются и поддерживаются социальными нормами. Хотя Вебер заложил основы социологического анализа рынков еще в начале ХХ в., социологи-теоретики в сущности игнорировали тему рынков на протяжении последовавших пятидесяти лет. По Веберу (Weber, 1922), отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, являются борьба и конкуренция (определяемая им как «мирный» конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, Вебер считал, что социальное действие, имеющее под собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее калькулируемым и инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социологическая теория рынков стала возрождаться в последнюю четверть двадцатого столетия в связи с новым интересом к экономической социологии. Так называемый «структурный» подход к рынкам сосредоточивается на социальных структурах в той степени, в какой они предстают в образцах социальных отношений и группируются в сети. Например, У. Бейкер (Baker, 1984), наблюдая за образцами торговли между дилерами на финансовом рынке США, приходит к выводу, что социальная структура рынка состоит из двух сегментов. Один представляет собой небольшую и плотную сеть связей, тогда как другой больше по размерам, более дифференцирован, а его члены не столь тесно связаны между собой. Такой социологический подход к рынкам ставит под сомнение положения господствующей неоклассической экономической модели, согласно которым рынки являются недифференцированными и полностью конкурентными. Бейкер также показывает, что социальная структура рынка обладает непосредственным экономическим эффектом: цены в рамках более крупной и более диф ференцированной сети более изменчивы по сравнению с ценами в меньшей и более плотной сети отношений. Культурные, правовые и политические аспекты рынков также имеют прямое отношение к социологии. Хорошо известным примером влияния культурных ценностей на рынки является окончившийся неудачей проект развития рынка человеческой крови в Британии (доноры стремятся сдавать кровь без оплаты), тогда как во многих других обществах продажа и покупка крови социально легитимирована. Существование рынков зависит, в свою очередь, от наличия законов, обеспечивающих осуществление прав собственности и соблюдение условий контрактов. Марксистские социологи рассматривают такие законы в качестве условий существования капиталистической рыночной экономики. Однако в настоящее время социологи не проявляют значительной заинтересованности в разработке систематической теории культурных, политических и правовых аспектов рынков. Вместо этого, их влияние анализируется путем изучения одного случая за другим. Несмотря на относительную скудость социологических теоретических разработок, касающихся рынков, социологи, работающие в рамках традиции политической экономии, долгое время интересовались одним из вариантов понятия рынка, а именно идеей рыночной экономики. Это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению и обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, подчиняющимися диктату спроса и предложения, а государственное вмешательство сведено к минимуму. Рыночная сфера расширяется по мере того, как все большее число видов человеческой деятельности превращается в товары, которые покупаются и продаются. Вебер считал развитие рыночной экономики основным фактором роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с трудом. Современный веберианский классовый анализ следует в этом же направлении, и в настоящее время наблюдается растущий интерес к функционированию рынка труда. Марксистская и веберианская школы сходятся в характеристике рынков труда как определенных действующих сил (agencies), посредством которых одна группа или класс осуществляет господство над другой группой или другим классом, поскольку силы участников обмена не равны.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot