Выявлены следующие особенности объекта социально-гуманитарных наук: наличие феномена свободы, субъективной реальности, высокой степени уникальности, ограниченность применения эксперимента. Показано, что к социально-гуманитарному познанию относятся все критерии научности: доказательность, непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность, эссэнциальность, способность к развитию. Раскрыты сущность и следующие виды объяснения: номологическое, феноменологическое, функциональное, типологическое, рациональное, телеологическое. Определено понимание как постижение смысла изучаемого объекта, результатом которого служит интерпретация. Охарактеризованы три вида смыслов как цели понимания: смыслы действий и социальных процессов, предметов культуры, высказываний и текстов.
В статье рассматривается класс ERA-логик с эмпирическими модальностями □ (необходимость) и 0 (возможность), которые характеризуют, соответственно, высказывания, представляющие эмпирические законы и эмпирические тенденции, т. е. эмпирические закономерности. Эмпирические закономерности являются результатом ДСМ-рассуждений, которые образованы взаимодействием правил индуктивного вывода и правил вывода по аналогии, а также процедурами абдуктивного принятия гипотез. Рассматриваемые ERA-логики являются пропозициональной имитацией ДСМрассуждений, применимых к последовательностям расширяемых баз фактов интеллектуальных систем. Характерной особенностью ERA-логик является применение двух концепций истины когерентной и корреспондентной. Применение когерентной концепции истины обусловлено порождением гипотез посредством правил индуктивного вывода и вывода по аналогии. Применение же корреспондентной концепции истины обусловлено применением абдуктивного вывода, принятие результатов которого исполь...