Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эпидемиология

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

исследование причин и закономерностей распространения заболеваний среди населения. В медицинской социологии исследование такого рода предполагает анализ влияния культуры на возникновение и распространение болезней. Хотя ортодоксальная эпидемиология изучает социальные факторы заболеваемости, она критикуется некоторыми социологами за то, что рассматривает болезнь скорее как проблему индивида в отношении социальной окружающей среды, возлагая на него ответственность за заболевание, а не как следствие социальной структуры. Поскольку эпидемиология развива лась в рамках медицинской модели, она не отводит социологическим переменным центрального места в причинном объяснении заболевания и его социального распространения. Тем не менее, некоторые исследователи в области медицинской социологи называют себя социальными эпидемиологами. С начала 1980-х гг. наблюдается значительный научный интерес к СПИДу (синдрому приобретенного иммунодефицита), связанному со СПИДом комплексу ARC (AIDS Related Complex) и к ВИЧ (вирусу иммунодефицита человека). К сожалению, социологи серьезно опоздали с исследованиями в данной области, однако в настоящее время существует социологическая ассоциация по изучению проблем ВИЧ/СПИДа (AIDS Network), обеспечивающая важное интеллектуальное пространство для дискуссий и исследований. Социологи внесли определенный вклад в исследование этиологии ВИЧ/СПИДа, его распространения и восприятия, в изучение того, каким образом люди с ВИЧ/СПИДом справляются с последствиями заболевания, и в развитие образовательных программ, направленных на изменение сексуального поведения. Вначале ВИЧ/СПИД связы вался исключительно с мужчинами-гомосексуалами и эпидемиологически определяемыми «группами риска», такими, как иммигранты о Гаити и люди, употребляющие наркотики внутривенным способом. Такой взгляд на ВИЧ/СПИД как на эпидемию в гомосексуальных общинах препятствовал осознанию роста заболеваемости среди белых, мужчин-гетеросексуалов, женщин и людей, употребляющих наркотики и использующих при этом загрязненные шприцы. В США 90% людей с ВИЧ/СПИДом составляют мужчины, а с этническими меньшинствами связаны 40% случаев заболевания. Значительные изменения произошли в поведении общин гомосексуалов, существенно сокративших «рискованные» сексуальные практики (такие, как наличие множества партнеров). Исследования показывают, что раса, класс и гендер являются основными детерминирующими факторами распространения ВИЧ/СПИДа.

Научные статьи на тему «Эпидемиология»

Инфекционные болезни и эпидемиология

Понятие эпидемиологии Определение 1 Эпидемиология – раздел медицинской науки, объектом которого...
В применении к инфекционным болезням эпидемиология включает также изучение возможностей уничтожения отдельных

Статья от экспертов

Эпидемиология табакокурения

В обзоре представлены литературные данные о распространенности табакокурения в различных странах мира среди населения и медицинских работников, в том числе в Российской Федерации. Обращено внимание, что частота табакокурения статистически значимо выше среди медицинских работников отделений интенсивной терапии и реанимации (58,4%), станций скорой медицинской помощи (45,0%) и отделений хирургического профиля (39,5%).

Научный журнал

Этиология и эпидемиология синдрома поликистозных яичников

Эпидемиология и критерии синдрома поликистозных яичников Определение 1 Синдром поликистозных яичников

Статья от экспертов

Эпидемиология коксартроза

В обзоре освещены вопросы распространенности и причин развития коксартроза. Большинство авторов посвящают свои исследования эпидемиологии остеоартрозов. Сведения о заболеваемости и причинах развития коксартроза встречаются редко.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Второй язык

язык, которым индивид овладел после родного. Впоследствии в зависимости от жизненной ситуации этот язык может остаться функционально вторым, а может стать функционально первым.

🌟 Рекомендуем тебе

Конфликта теория

социальный конфликт принимает различные формы. Понятием конкуренции обозначается конфликт в отношении контроля над определенными ресурсами или преимуществами, при котором не используется реальное физическое насилие. Разновидностью мирного кон фликта, разрешаемого в рамках согласованных правил, является регулируемая конкуренция. Рынок предполагает как регулируемую, так и нерегулируемую конкуренцию. Другие формы конфликта могут быть более насильственными и не ограничиваться правилами. В этих случаях конфликты разрешаются вовлечен ными сторонами, мобилизующими свои ресурсы власти. В XIX и начале ХХ в. конфликт в обществе был в центре внимания социальных теоретиков. Однако функционалисты середины ХХ в. пренебрегали конфликтом, предпочитая унитарную концепцию общества и культуры, подчеркивающую социальную интеграцию и гармонизирующее действие общих ценностей. Если функционалисты и обращали внимание на конфликт, то они рассматривали его скорее как патологическое, нежели нормальное состояние здорового социального организма. В 1950-1960-е гг. некоторые социологи, опиравшиеся на идеи К. Маркса и Г. Зиммеля, пытались в противовес доминировавшему в то время функционализму возродить то, что они называли «теорией конфликта». Маркс в свое время предложил дихотомическую модель социального конфликта, согласно которой все общество делится на два основных класса, представляющих интересы капитала и труда. В конечном счете конфликт ведет к трансформации общества. Подчеркивая значение конфликта, Зиммель не принимал ни эту дихотомическую модель, ни идею, согласно которой конечным результатом конфликта является разрушение существующего социального устройства. Он полагал, что конфликт имеет позитивные функции в отношении социальной стабильности и способствует поддержанию существующих групп и общностей. Л. Козеp (Coser, 1956; 1968) развивал подход Зиммеля, стремясь показать, что конфликт обычно имеет функциональный характер в сложных плюралистических обществах. Он утверждал, что «перекрестные конфликты», когда союзники в одном вопросе являются противниками в другом, предотвращают возникновение конфликтов по одной оси, разделяющих общество по дихотомическому принципу. Для сложных обществ характерно сосуществование множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешивающий механизм, который препятствует нестабильности. Р. Дарендорф (Dahrendorf, 1959) также пришел к заключению, что конфликты перекрестны и не совпадают. В отличие от Маркса он утверждал, что основной конфликт в рамках всех социальных институтов касается распределения скорее власти и авторитета, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения порождают антагонистические интересы. Дарендорф полагал, что в этом контексте особо важное значение имеет успешное сдерживание индустриального конфликта рамками экономики — с тем, чтобы он не перекинулся на другие институты. Д.Локвуд (Lockwood, 1964) внес свой вклад в эту область, разработав неявно присутствующую в марксизме идею различия между «системными» и «социальными» конфликтом и интеграцией. Системный конфликт возникает при отсутствии гармонии между институтами: например, когда политика, проводимая в рамках политической подсистемы, противоречит потребностям подсистемы экономической. Социальный конфликт является межличностным и возникает только в рамках социальных взаимодействий. С упадком функционализма и возрождением марксистского и веберианского подходов в социологии начиная с 1970-х гг. прежняя полемика о конфликте и консенсусе почти исчезла из области социальной теории. Конфликт и кооперация между индивидами остаются в центре внимания приверженцев игр теории и рационального выбора теории.

🌟 Рекомендуем тебе

Новые религиозные движения

группы ревностных приверженцев неортодоксальных религиозных убеждений и практик, которые иногда, но не всегда, имеют восточное происхождение. В последние годы новые религиозные движения или культы привлекают значительное внимание прессы, особенно это касается темы предполагаемого «промывания мозгов» новых участников. Тем не менее, не все культы подобного рода являются новыми — религиозные инновации в Европе и Америке имели долгую историю в XIX и ХХ вв. Однако вспышки религиозного рвения любого рода могут иметь циклический характер. Например, утверждалось, что контркультура 1960-х гг. была связана с ростом новых религиозных движений, впоследствии пришедших в упадок. Существование новых религиозных движений получает непропорционально широкую, судя по их относительно небольшим размерам, огласку. По оценкам А. Баркер (Barker, 1984), в 1982 г. насчитывалось, например, лишь 700 приверженцев Муна и 200 последователей движения «Трансцендентальная медитация». Данные, полученные П. Хиласом (Heelas, 1996), показывают, что только 5% населения США имеют убеждения, связанные с новыми религиозными движениями, а реальными членами таких движений является гораздо меньшая доля американцев. Новые движения отличаются значительным разнообразием с точки зрения свойственных им религиозных убеждений. Одни из них связаны с такими восточными религиями, как буддизм или индуизм, другие являются евангелическими христианскими, третьи имеют смешанные характеристики или определяются личными, часто идиосинкразическими убеждениями их основателей. Р. Уоллис (Wallis, 1984) выделяет различные типы новых религиозных движений — «отвергающие мир» (world-rejecting), «принимающие мир» (world-affirming) и «приспо сабливающиеся к миру» (world-accommodating). Движения первого типа (такие, как Церковь Объединения, состоящая из последователей Муна) имеют тенденцию к закрытости, рассматривают внешний мир как угрожающий и предполагают отречение новообращенных от своей прошлой жизни. Новые члены таких движений, как правило, молоды, происходят из среднего класса, являются высокообразованными, однако отличаются социальной маргинальностью. Принимающие мир движения (например, «Трансцендентальная медитация») находят источник несчастий в индивиде, а не в обществе. Они не отвергают мир, а стараются наладить с ним более эффективные отношения. Такие движения пополняют свои ряды за счет социально интегрированных людей среднего возраста из всех социальных классов. Для движений, приспосабливающихся к миру (например, движения «Домашняя церковь»), религиозный опыт является не коллективным, а личным, отличающимся энергичностью и энтузиазмом. Новые религиозные движения, в частности, отвергающие мир, часто обвиняются в «промывании мозгов» своих новых членов. Каких-либо серьезных подтверждений этому нет, и в действительности процесс рекрутирования является крайне неэффективным. Лишь весьма незначительная часть входящих в контакт с этими движениями становится их участниками, при этом для большинства новых религиозных движений характерна высокая доля покидающих их ряды. Принимая во внимание небольшие размеры новых религиозных движений, можно предположить, что резкая общественная реакция на их деятельность содержит элементы моральной паники, усиливающейся характерным для некоторых движений стремлением к отвержению мира, что ведет к отречению их приверженцев от предшествующей семейной жизни.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot