Определение модели и формы управленческого учета
При формировании управленческого учета, прежде всего, руководство выбирает саму модель управленческого учета.
Модель, характеризующая систему управленческого учета, должна обеспечивать:
- реализацию его общих и конкретных функций;
- реализацию принципов его организации;
- многовариантность, т.е. различные варианты сочетания соответствующих элементов основной модели будут образовывать новые ее подвиды.
Таким образом, учитывая требования, предъявляемые к модели формирования системы управленческого обсчета, она должна формироваться с соблюдением следующих этапов:
- Определение тактических и стратегических целей управления.
- Выделение объектов управленческого учета.
- Определение метода учета.
- Определение информации, необходимой для достижения поставленных целей и путей ее накопления.
Согласно тактических и стратегических целей управления, осуществляется выбор объектов управленческого учета. При выборе объектов обращают внимание на особенность процессов: управления, производства, сбыта. Определяются объекты затрат и признаки обобщения в учете информации для анализа по отдельным сегментам:
- по отраслевым признакам;
- по или территориальным признакам;
- по номенклатуре продукции;
- по подразделениям организации;
- и т.п.
Также важным объектом управленческого учета являются затраты на приобретение ресурсов, обеспечивающие бесперебойное протекание соответствующих хозяйственных процессов.
При выборе методов управленческого учета затрат, могут применять: абсорпшен или директ-костинг, с соответствующими модификациями, интегрированную или автономную систему.
При последовательной реализации каждого из этапов модели происходит окончательное формирование системы управленческого учета расходов, поскольку каждый из ее этапов – многовариантный.
Технический этап формирования управленческого учета
На техническом этапе формирования управленческого учета выбирают инструменты учета (Рис.1):
Рисунок 1. Выбор технических инструментов управленческого учета
Особое внимание уделяется формированию плана счетов.
Существует два основных подхода к структуре плана счетов:
- двухкруговой принцип, подразумевающих раздельный бухгалтерский и управленческий учет, для которого применяется автономный план счетов.
- интегрированный принцип, подразумевающий, что счета управленческого учета корреспондируют со счетами бухгалтерского учета, в рамках единой системы счетов предприятия.
На сегодняшний день сформированы три основные системы счетов:
-
Общая система счетов. Такая система присуща предприятиям торговли и услуг, а также предприятиям с небольшой производственной мощностью.
При такой системе, осуществляется периодический учет материально-производственных запасов, т.е. в течение отчетного периода на аналитических счетах учета, учитывается их поступление и выбытие.
Учет расходов организации ведется по элементам, состав которых определен самой организацией. Учет доходов осуществляется по их видам: от реализации продукции (товаров), инвестиционной деятельности и др.
Таким образом, при общей системе счетов нет выделения счетов управленческого и бухгалтерского учета.
-
Интегрированная система счетов. Такая система подразумевает включения счетов управленческого учета в общую систему счетов, путем корреспонденции со счетами бухгалтерского учета.
- Переплетенная. Такая система счетов подразумевает отдельное ведение счетов бухгалтерского и управленческого учета, не корреспондирующих друг другом.
При выборе технических инструментов, предприятие также ориентируется на отраслевые особенности, состав и структуру производства, состав и объем затрат.
Организация управленческого учета
Заключительный этап формирования управленческого учета подразумевает определение круга лиц, которые будут задействованы в системе сбора и обработки информации управленческого учета, с распределением обязанностей между ними.
Организация управленческого учета на предприятии зависит от его организационной структуры, объема деятельности, структуры управления и политики руководства. Характерной чертой для многих крупных предприятий является централизация финансового и децентрализация управленческого учета для приближения его к местам возникновения затрат и принятия решений.
Также происходит и определение центров ответственности с назначением руководителей таких центров.
На крупных и средних предприятиях в состав службы управленческого учета обычно включают такие подразделения как:
- отдел планирования,
- отдел материального обеспечения;
- отдел учета труда и его оплаты,
- производственно-калькуляционный отдел;
- отдел учета реализации продукции,
- аналитический отдел;
- и т.п.
Все подразделения организации в рамках управленческого учета должны взаимодействовать друг с другом и обмениваться учетной информацией.
Особое внимание нужно обратить на то, что эффективность принятых управленческих решений зависит от оперативности (скорости) организованного документооборота. Для получения своевременной и качественной информации, необходимо организовать такую систему сбора и обработки документов, которая бы обеспечила ускорение документооборота.