Понятие управленческого учета
Управленческий учет позволяет обеспечить сбор информации, ее обработку. На основе этих данных на предприятии принимаются важные стратегические решения. Вся информация представляется в произвольной форме.
Основная цель организации управленческого учета – это показать руководству предприятия реальное положение дел, а также помочь в распределении резервов и повышении эффективности деятельности предприятия.
Объектом управленческого учета является информация о деятельности отдельных подразделений предприятия , определенная область деятельности, а также отдельная управленческая задача.
Решение о необходимости ведения управленческого учета принимает руководство, которое устанавливает нормы и правила его ведения.
Информация, полученная с помощью управленческого учета, предназначена только для внутреннего пользования. Основными пользователями данной информации являются: во-первых, высшее руководство, во-вторых, руководство структурных подразделений, в-третьих, специалисты структурных подразделений.
Перед управленческим учетом стоят следующие задачи:
- предоставление отчетов и расчет отдельных показателей, которые характеризуют наличие и движение тех или иных ресурсов на предприятии
- организация контроля и проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- планирование при выборе целей, а также выбор политики и тактики конкретных действиях при их достижении
- прогнозирование, осуществляемое на основе анализа прошлых событий
Главным аргументом при принятии решения о внедрении управленческого учета на предприятии выступает экономическая среда. Как правило, необходимость в управленческом учете появляется в тот момент, когда на предприятии только начинает сформировываться невысокий уровень культуры управления. в этот момент руководство начинает находить недостатки в уже существующей системе. К этим недостаткам можно отнести отсутствие грамотного механизма планирования деятельности предприятия, отсутствие достоверной системы учета затрат, неудобство уже существующей системы внутренней отчетности и др.
Постановка управленческого учета на предприятии
Организация управленческого учета на предприятии состоит из 5 этапов:
- 1 этап – определить основных потребителей получаемых данных управленческого учета.
- 2 этап – сформировать и согласовать список документов, которые нужно будет оформлять при сборе и обработке информации.
- 3 этап – подготовить проект организации учета.
- 4 этап – ввести в действие данный проект.
- 5 этап – организовать контроль за внедрением данного проекта.
В свою очередь сама система управленческого учета имеет в своем составе следующие компоненты:
- управление затратами и их учет - этот компонент содержит информацию о расходовании ресурсов предприятия, позволяет прогнозировать и планировать расходование ресурсов на случай изменения параметров деятельности предприятия, а также обеспечивает высокий уровень отдачи при использовании ограниченных ресурсов;
- выбор системы показателей деятельности предприятия - позволяет точно спланировать работу подразделений, а также распределить ответственность на предприятии;
- формирование системы стратегических и оперативных бюджетов - предполагает оценку предполагаемых доходов и расходов предприятия, а также в дальнейшем их сравнение с фактическими значениями;
- организация системы управленческих отчетов.
При создании грамотной модели управленческого учета одной из основных проблем является формирование взаимодействия управленческого и бухгалтерского учетов. Одним из вариантов организации этого взаимодействия является создание самостоятельной системы управленческого учета со своей системой документации, поскольку взаимодействие бухгалтерского и управленческого учетов в одной системе счетов не всегда учитывает специфику управленческого учета. При этом повышается трудоемкость работ, появляется дублирование информации или же ее расхождение.