Понятие организации хозяйственной деятельности в управленческом учете
Организацией хозяйственной деятельности в управленческом учете является система построения учетных процессов на предприятии с учетом специфических особенностей его деятельности и организационной структуры.
Целью организации хозяйственной деятельности в управленческом учете является обеспечение рационального использования производственных ресурсов и формирование качественной управленческой информации, на основании которой, руководство предприятия принимает ответственные управленческие решения.
Этапы организации хозяйственной деятельности в управленческом учете
Так, исходя из структуры предприятия, организация хозяйственной деятельности в управленческом учете осуществляется в несколько последовательных этапов:
-
Прежде всего, необходимо сформировать отдел или службу управленческого учета и назначить ее руководителя.
Соответственно, для каждого работника, который ведет управленческий учет, необходимо определить должностные инструкции, где отражены его основные обязанности по учету на вверенном ему участке.
-
Следующим этапом, является определение иерархии подчинения и управления всех работников, которые осуществляют управленческий учет.
-
На следующем этапе разрабатываются формы документов и отчетности, которые подробно раскрывают данные по хозяйственным процессам в организации. Руководители центров ответственности могут принимать участие в разработке таких документов ввиду более полной осведомленности о специфике деятельности своих участков.
-
Далее разрабатывается система взаимодействия между центрами ответственности. В частности разрабатываются следующие регламенты:
- график документооборота;
- листы контроля;
- порядок и сроки предоставления отчетности высшему руководству;
- порядок и сроки проведения инвентаризации объектов управленческого учета;
- порядок группировки и оценки объектов управленческого учета;
- методы калькулирования в производстве;
- и т.д.
Сегментирование хозяйственной деятельности в управленческом учете
Для эффективности управленческого учета хозяйственной деятельности предприятия, необходимо рационально делегировать обязанности работников управленческого учета по основным сегментам.
Такими сегментами в хозяйственной деятельности управленческого учета являются:
- Группа планирования. Основной задачей данной группы, является составление бюджетов по своим участкам управленческого учета. Работники данной группы, осуществляют непрерывное планирование расходов и доходов предприятия по своим участкам на различные по срокам периоды. Так, на основании отчетов о текущей хозяйственной деятельности и выявленным по ним отклонениям, работники данной группы осуществляют планирование дальнейшей деятельности своих участков.
- Группа материального обеспечения. Основной задачей данной группы, является поиск и выбор наиболее оптимальных поставщиков по качеству, цене и условиям доставки. Кроме того, данная группа осуществляет разработку нормативов расходования сырья и материалов. Определяет методы оценки запасов.
- Группа учета затрат труда и его оплаты. Основной задачей данной группы, является установка тарифов, окладов, графика рабочего времени, порядка, формы и сроков оплаты труда. Контролирует рациональное использование фонда рабочего времени.
- Производственно-калькуляционная группа. Основной задачей данной группы, является определение порядка и методов калькулирования готовой продукции.
- Группа учета продажи продукции. Основной задачей данной группы, является установление продажных цен на продукцию с учетом издержек производства и других факторов, которые влияют на ценообразование.
- Аналитическая группа. Основной задачей данной группы, является анализ эффективности деятельности каждого сегмента управленческого учета в хозяйственной деятельности предприятия.