Что такое амортизация для управленческого учета
Амортизация – это перенос стоимости основных средств на расходы предприятия в течение определенного срока времени. Срок амортизации для налогового учета определяется Классификацией Основных средств от 01.01.2017 г.
На практике, многие финансовые менеджеры считают, что начислять амортизацию в управленческом учете необязательно, так как это требование только бухгалтерского и налогового учета. Управленческая прибыль не зависит от величины амортизации.
Также многие другие финансисты считают, что величина амортизации должна включаться в расходы предприятия, чтобы понимать потерю стоимости основных средств за данный период времени.
Срок амортизации в управленческом учете можно устанавливать в зависимости от реального использования основного средства или от планов на это оборудование.
Стоимость основных средств - это важная статья учета управленческого учета. И нужно понимать, когда придется заменить то или иное оборудование.
Поэтому износ включается в расходы для управленческого учета в текущем периоде в виде равномерных отчислений, либо делаются отчисления в амортизационный фонд, чтобы из него в дальнейшем приобретать новое оборудование.
Владелец бизнеса должен видеть данные о стоимости основных средств в режиме реального времени, чтобы правильно принять управленческое решение.
Выбор способа учета амортизации в управленческом учете зависит от вида основного средства, сезонности и сменности его использования.
Это может быть аналогичный способ, как в бухгалтерском учете (в основном линейный), или может быть выбран самостоятельно (например, только в сезон использования для сельхозтехники).
Важность амортизации в управленческом учете
Также, еще существует мнение, что амортизационные отчисления – это нереальные денежные средства в каком-то конкретном фонде, которые можно взять и потратить на новое оборудование. Что эти отчисления только увеличивают себестоимость продукции в данный отчетный период. И если существует небольшой кризис по снижению выручки и сохранению постоянных затрат, в виде амортизации, возможны убытки в учете, что может нереально отразить картину по финансовому положению организации.
Т.о. многие управленцы не спешат отражать амортизацию в учете, т.к. считают, что не обязательно самим тратиться на приобретение нового оборудования. Это можно сделать с помощью кредита или лизинга. Т.е. не используя собственные средства.
Но если, организация планирует перевооружить свой парк оборудования, приобретать его в лизинг или кредит очень дорого. Поэтому заблаговременно, лет за 4-5 следует увеличить отчисление средств в амортизационный фонд. Но он необязательно может называться амортизационным и формироваться в виде амортизации. Это может быть любой резервный фонд и его величина может зависеть от полученной прибыли.
Исходя из вышесказанного, можно руководствоваться разными мнениями управленцев и учитывать цель и стратегию компании.
Если компании необязательно в ближайшее время перевооружать свой парк оборудования и есть возможность воспользоваться кредитом или лизингом – амортизацию в управленческом учете можно не учитывать. Тогда в учете будет видна только реально полученная прибыль на данный момент.
Если же работа предприятия зависит от состояния оборудования и оно требует замены в большом объеме и ближайшем будущем, амортизацию обязательно нужно учитывать. Причем разбить ее именно на тот период, который предполагается реально использовать оборудование.
Управленческое решение принимается исходя из условий работы предприятия.