Пояснения в составе бухгалтерской отчетности
Результатом учетной работы за отчетный период является формирование бухгалтерской отчетности. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлена обязанность формирования такой отчетности для тех экономических субъектов, которые в соответствие с положениями указанного документа должны вести бухгалтерский учет.
Формировать отчетность субъект хозяйствования может по истечении месяца, квартала либо года, а также на любую дату. Однако предоставление экземпляра отчетности в налоговую инспекцию производится единожды по истечение финансового года, который в общем случае совпадает с календарным.
Состав годовой отчетности определен на законодательном уровне и наглядно представлен на рисунке ниже.
Стоит отметить, что для некоммерческих организаций вместо отчета о финрезультатах предусмотрен отчет о целевом использовании средств.
Особый порядок формирования и представления отчетности названным законом предусматривается для экономических субъектов банковской сферы и государственного сектора. Также для субъектов хозяйствования, которые отвечают критериям малого и среднего масштаба бизнеса разрешен упрощенный порядок формирования отчетности. В частности это касается:
- Состава годовой отчетности. Такие организации могут предоставлять только баланс и отчет о финансовых результатах. Если необходимо раскрыть какую-либо существенную информацию, которая позволит ее пользователям сделать наиболее достоверные выводы относительно ее финансового состояния, могут формироваться пояснения. В общем же случае наличие пояснений не является обязательным.
- Структуры отчетности. Показатели раскрываются в отчетности по укрупненным статьям.
Информация, которая раскрывается в пояснениях
Пояснения к годовой бухгалтерской отчетности может быть представлено:
- В табличной форме с использование рекомендованных Минфином таблиц;
- В текстовой форме.
Перечень рекомендуемых таблиц, представляемых в качестве пояснения к отчетности, представлены на рисунке ниже
-
По нематериальным активам необходимо расшифровать их наличие по видам таких активов: патенты, товарные знаки и т.д. В отдельных таблицах приводятся НМА, стоимость которых полностью перенесена в затраты, а также по НИОКР, которые дали положительный результат и были приняты на баланс в качестве НМА.
-
По основным средствам необходимо представить расшифровку в виде их классификации на соответствующие группы, каждую из которых представить в динамике: начальный остаток, движение, остаток на конец. Также отдельно необходимо дать пояснения относительно проведения работ капитального характера и прочих видов использования таких объектов, например, предоставления их в аренду, если это является неосновным видом деятельности.
-
Финансовые вложения должны быть представлены в разрезе их видов и сроков, а также приведена информация относительно их передачи в залог и передачи иным лицам.
-
В части запасов раскрываются данные в части их классификации на группы (основные, вспомогательные, топливо и т. д.), а также о тех, которые не оплачены на момент составления отчетности или находятся в залоге.
-
Относительно кредиторской и дебиторской задолженности даются пояснения о ее видах (покупателей, поставщиков и т. д.), сроках (долгосрочная и краткосрочная), а также приводятся данные о просроченной задолженности.
Помимо этого в табличной части пояснений приводится смета затрат на осуществление деятельности по статьям, раскрывается информация об оценочных обязательствах, и суммах государственной помощи по ее видам.
В текстовой части пояснений раскрывается информация, которая должна в обязательном порядке быть отражена в пояснениях к отчетности согласно положениям отдельных ПБУ. В частности необходимо дать пояснения относительно:
- данных об организации, ее учредителях и исполнительном органе;
- информации об аффилированных лицах;
- сегментах деятельности экономического субъекта;
- стандартов ведения учета и формирования отчетности (российские или МСФО);
- отступления от национальных стандартов с указанием причин и последствий на показатели финансового состояния экономического субъекта;
- изменений учетной политики и их причины;
- методов учета различных объектов;
- прочей информации, подлежащей раскрытию.