Что такое специальные рекламные активы?
Специальные рекламные активы (СРА) – это конструкции, с использованием которых размещается наружная реклама.
Так к рекламным активам можно отнести:
- рекламные щиты;
- различного рода билборды (щиты большого размера);
- электронные табло для рекламы;
- проекционное оборудование для наружной рекламы и т.д.
Целью таких рекламных активов является предоставление возможности размещения наружной рекламы для продвижения определенных товаров и услуг или привлечения внимания к некоторой общественной, социальной проблеме.
Основными законодательными документами, регламентирующими данный вопрос, являются федеральные законы ФЗ-38 «О рекламе» и ФЗ-402 «О бухгалтерском учете».
Бухгалтерский учет СРА
Бухгалтерский учет СРА – это принятая система сбора и консолидации сведений о состоянии и движении специальных рекламных активов.
Как и прочие спецактивы, рекламные активы могут быть учтены как в составе внеоборотных активов экономического субъекта, так и в составе его материально-производственных запасов:
- в случае учета СРА в качестве МПЗ, для их учета используется счет 10 бухгалтерского учета экономических субъектов «Материалы», соответственно в таком случае на учет СРА распространяются все требования регламентирующих документов (а именно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;
- в случае учета СРА в качестве внеоборотных средств хозяйствующей единиц, для их учета используется счет 01 бухгалтерского учета экономических субъектов «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», а также прочие счета первого раздела плана бухгалтерских счетов, соответственно в таком случае на учет СРА распространяются все требования регламентирующих документов (а именно ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Рассмотрим пример учета СРА в качестве основного средства организации.
Пример. Экономический субъект заказал у сторонней организации производство и монтаж билборда на фасаде крупного торгового центра. Цена производства и монтажа билборда составила 24000 руб. (в т. ч. НДС 20% - 4000 руб.). Согласно учетной политике хозяйствующей единицы СРА будет учитываться на субсчете 10-12 «Основные средства стоимостью не более 40 000 рублей».
В этом случае данная хозяйственная операция будет отражена в учете следующими проводками:
- Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 20 000 руб. – отражена стоимость производства и монтажа билборда;
- Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» –4 000 руб. - отражен НДС, по операции приобретения билборда и услуг монтажа;
- Дт 68 -2 «Налог на добавленную стоимость» Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – 4 000 руб. – отражено принятие к вычету НДС;
- Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 50 «Касса» – 24 000 руб. – отражена оплата контрагенту;
- Дт 10-12«Основные средства стоимостью не более 40 000 рублей» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» –20 000 руб. - отражено принятия билборда как МПЗ;
- Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 10-12 «Основные средства стоимостью не более 40 000 рублей» –20 000 руб. - отражены затраты на размещение билборда
Налоговый учет СРА
Согласно НК РФ в случае, если СРА приняты к учету как материально-производственные запасы, то затраты на такие активы могут быть признаны расходами на продажу, т.е. включены в состав расходов, снижающих величину налога на прибыль организаций.
Налоговая ставка НДС по специальным рекламным активам составляет 20% (до 2019 года – 18%).