Сущность инвентаризации
Инвентаризация является одним из методов контроля над сохранностью и наличия готовой продукции и товаров.
Одним из принципов бухгалтерского учета, является достоверность учетных данных. Для обеспечения достоверности таких данных о готовой продукции или товаров и расчетов, связанных с их продажей, проводится их инвентаризация.
Главная задача инвентаризации – сверка фактического наличия готовой продукции или товаров с показателями бухгалтерского учета на определенную дату. Вместе с этим выполняются и другие задачи инвентаризации:
- выявляют изделия, которые не были своевременно оформлены накладными,
- факты пересортицы,
- наличие порчи,
- излишки и недостачи готовой продукции и товаров,
- проверяют документальную обоснованность остатка средств по счету товаров отгруженных,
- выявляют неполную или просроченную оплату выставленных счетов.
Качественные характеристики готовой продукции или товара при инвентаризации могут быть следующими (Рис.1)
Рисунок 1. Качественные характеристики, выявляемые в ходе инвентаризации
Проводят инвентаризацию в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от $13.06.1995$ г. $N 49$.
Порядок проведения инвентаризации готовой продукции и товаров
Для проведения инвентаризации, в организации создается комиссия из нескольких представителей. Проверка фактического наличия товаров или готовой продукции на складах осуществляется в присутствии заведующего складом или других материально ответственных лиц. При этом материально-ответственные лица должны подтвердить, что вся поступившая на склад готовая продукция или товары оприходованы в полном объеме, а выбывшие списаны в расход, что вся документация по движению готовой продукции и товаров сдана в бухгалтерию предприятия.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись оборотных активов (форма 6-инв к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от $30.11.2007$ № $180$). В данной форме указывают:
- наименование готовой продукции или товаров;
- вид или сорт;
- номенклатурный номер или код;
- единица измерения;
- цена;
- фактическое наличие и наличие по данным бухгалтерского учета в натуральных единицах измерения и по учетной цене.
Информация о залежалой и неполноценной продукции заносится в отдельную опись.
Обнаруженная в ходе инвентаризации негодная готовая продукция или товар в опись не включается. На них составляют специальный акт, в котором указывают причины и виновников порчи товаров и готовой продукции, а также сумму ее уценки.
Если во время инвентаризации, ан склад поступают товары или готовая продукция – она принимается к учету в отдельной описи, чтобы не нарушить порядок и точность результатов инвентаризации.
Также отдельной описью учитывают товары, которые числятся в отгрузке или которые оплачены, но на момент начала инвентаризации не вывезены покупателями.
Вместе с самой готовой продукцией и товарами, учитывается и заносится в отдельную опись тара для упаковки и хранения – как новая, так и бывшая в употреблении.
Выбывающая в ходе инвентаризации готовая продукция или товар вследствие реализации, также заносится в отдельную опись, и такая опись составляется отдельно по каждой отгрузке. В данных описях указывают:
- наименование товара;
- наименование покупателя;
- дата отгрузки;
- дата выписки платежного требования;
- номер выписки;
- сумма по выписке.
Готовая продукция или товары, которые хранятся на складах других организаций, включаются в описи на основании документов, которые подтверждают сдачу этих товаров или готовой продукции на ответственное хранение. В описях отражают:
- наименование;
- количество;
- сорт;
- учетную стоимость;
- дату принятия на хранение;
- место нахождения;
- номера и даты оправдательных документов.
Расписки на готовую продукцию или товар, который оставлен на ответственное хранение, должны быть переоформлены на дату, близкую к началу инвентаризации.
В завершении инвентаризации составляют сличительные ведомости, которые отражают все расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета. Сличительные ведомости формируют только по тем видам товаров или готовой продукции, по которым есть расхождения.
Инвентаризация товаров и готовой продукции осуществляется в конце года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Она может проводиться также и в иные сроки в течение года. Количество инвентаризаций, дата их проведения устанавливаются руководителем организации. Как правило, кроме обязательной ежегодной или ежеквартальной инвентаризации товаров и готовой продукции, дополнительно проводится инвентаризация в следующих случаях:
- при смене материально ответственных лиц (кладовщиков);
- установлении фактов хищений или порчи продукции;
- в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных ситуаций.
Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
По результатам инвентаризации, в бухгалтерском учете формируются соответствующие проводки:
Выявленные излишки готовой продукции и товаров оцениваются по рыночной стоимости на дату инвентаризации:
- Д-т $43$ К-т $91$
Выявленные излишки товаров и товаров оцениваются по рыночной стоимости на дату инвентаризации:
- Д-т $45$ К-т $91$
Выявленные недостачи готовой продукции или товаров по местам хранения списываются по учетным ценам
- Д-т $94$ Кт$43$ или $45$
Излишки по пересортице в результате инвентаризации приняты в зачёт недостачи
- Д-т $43$ К-т $94$
Недостача отнесена на виновное лицо
- Д-т $73$ К-т $94$
При отсутствии виновных лиц
- Д-т $91$ К-т $94$