Понятие и регулирование аудита договорных отношений и расчетов с контрагентами
Аудиторская проверка договорных отношений и расчетов с контрагентами (ДО) - это анализ и оценка членами аудиторской группой достоверности, полноты и бухгалтерской отчетности (БФО) организации и записей в бухгалтерском учета относительно сведений о заключенных договорах, дополнительных соглашениях и расчетов с контрагентами (поставщиками, покупателями и т.д.), формируемых в ходе деятельности экономического субъекта с последующим формированием аудиторского мнения.
Договор представляет собой официальный документ – соглашение о взаимных обязательствах сторон, подписывающих документ, описывающий порядок возникновения, расторжения или прекращения, изменения отношений между двумя и более сторонами, в также объект договора, форс-мажорные обстоятельства и т.д.
Контрагент – лицо –участник договора, наделенный какими-либо обязательствами (по выполнению услуг, поставке ТМЦ или оплате и т.д.)
Законодательное регулирование порядка выполнения аудита ДО экономического субъекта.
Реализация аудита ДО экономического субъекта проводится в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности». В ходе осуществления такой проверки члены аудиторской группы исследуют действующую учетную политику относительно ее соответствия действующим правовым и законодательным актам, например: ГК РФ.
Порядок осуществления аудиторской проверки
В ходе выполнения членами аудиторский группы проверки экономического субъекта проводят следующие аудиторские и аналитические процедуры:
- Исследование учредительных документов предприятия и внутренних регламентирующих документов, относительно оформления договоров, дополнительных соглашений экономического субъекта, а также порядка расчетов с контрагентами (на условиях предоплаты, постоплаты или авансовых платежей);
- Проверка соблюдения порядка расчетов с контрагентами, своевременного погашения кредиторских и дебиторских задолженностей и т.д.;
- Проверка наличия и корректности заполнения первичной документации (актов выполненных работ, приема-передачи, счетов, технических заданий и т.д.);
- Анализ и оценка расчетов по претензиям;
- Проверка подлинности документов, подтверждающих договорные отношения;
- Проведение инвентаризации расчетов;
- Анализ причин возникновения дебиторских и кредиторских задолженностей;
- Проверка корректности отражения фактов хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете.
Первоисточниками информации при выполнении такой аудиторской проверки являются: акты приема-передачи ТМЦ, акты выполненных работ, договора и дополнительные соглашения к ним и т.д., анализ, карточки, ОСВ счетов (например, 60,62, 50 т.д.).
Искажения и замечания, выявляемые при аудите ДО организации
Как правило, в ходе такого аудита выявляются следующие ошибки и искажения:
- Отсутствие документов, подтверждающих отношения между сторонами (договора, двусторонних соглашений и т.д.);
- Фальсификация договоров и связанных с ними документов;
- Некорректности отражение величин дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском учете экономического субъекта;
- Несоблюдение сроков оплат, поставки ТМЦ, оказания услуг любой из сторон существующего договора;
- Несоответствие первичной документации данным бухгалтерского учета, различие сведений в документах контрагентов;
- Отсутствие платежных документов;
- Отсутствие инвентаризации расчетов и отсутствие актов сверки расчетов.