Цветовая гамма города может стать основой всей градостроительной концепции. Всемирно известный город Санторини состоит из белых домов с голубыми крышами и ставнями, которые гармонируют с цветом моря и неба. Увидев эти характерные цвета городской застройки на любой картинке или фотографии, вы сразу же узнаете это место. Та же концепция бело-голубой гаммы применена и в городе Сиди Бу Саид в Тунисе, но это место не так популярно и менее узнаваемо.
Цветовая гамма фасадов
От цветовой гаммы зависит наше восприятие городской застройки. Мрачные и темные цвета вывязывают гнетущее чувство, слишком яркие и чистые цвета ассоциируются с наивностью. Необходим компромисс, позволяющий через цвет выразить назначение здания и создать гармоничную и сбалансированную застройку.
Цветовая гамма в архитектуре опирается в первую очередь на природные цвета:
- коричневый цвет дерева, он до сих пор используется в архитектуре и в интерьере. Дерево имеет множество оттенков от светло-бежевого, почти белого до почти черного. Но за счет-фактуры мы всегда понимаем, что перед нами именно дерево;
- бордово-красный или кирпичный цвет, который появляется после обжига глины. Кирпичом облицовывались дома и этот материал применяется и сегодня, его теплый оттенок гармонирует с окружением и как будто еще хранит тепло печи;
- белый цвет в большей степени ассоциируется с камнем, к примеру белокаменный Кремль, возведенный во время правления Дмитрия Донского. Строить из камня было сложно, добыть, обработать и скрепить камни между собой было непростой задачей. Известковая штукатурка также имела характерный белый цвет, ее использовали при строительстве храмов и церквей.
Известковая штукатурка – это раствор на основе песка и извести, который применяется для покрытия печей, стен.
Цвет имел и имеет значение, он может влиять на настроение, передавать атмосферу. По мере смены одного стиля другим цветовая гамма также менялась. К примеру, для классицизма были характерны пастельные светлые цвета в сочетании с белыми элементами, в модерне цветовая гамма стала более яркой. В барокко в силу активной орнаментации цвет вводился в меру, чтобы подчеркнуть пышный декор.
Каждый город имеет свою характерную для него цветовую гамму, которая складывается из ключевых объектов, основной застройки, отделки улиц. Многие российские города у респондентов ассоциируются с серым цветом, который использовался при панельном домостроении. Современные девелоперы и застройщики стремятся изменить это отношение и предлагают светлые, яркие и уютные цвета для новых жилых комплексов и массивов.
Рисунок 1. Пример анализа цветовой гаммы застройки разных эпох. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Роль цветовой гаммы фасадов жилых домов в формировании городской застройки в городе Москве
Для города характерна не только собственная цветовая гамма, но и динамичность ее изменения. При этом зачастую спальные районы и историческая часть имеют разную цветовую гамму, это явление наблюдается и в Москве. Центральные районы обладают цветовой гаммой максимально приближенной к природным оттенкам, а сама застройка утопает в зелени. Этот баланс, созданный архитекторами прошлого, нарушают новые элементы среды:
- вывески;
- рекламные щиты;
- плакаты и штендеры.
Спальные районы по цветовой гамме можно разделить на две группы. К первой группе относятся спальные районы, в которых представлена преимущественно панельная застройка. В этом случае мы наблюдаем монотонность, превалирование одного цвета над другими, отсутствие акцентов, малое озеленение. Во вторую группу входят новые жилые районы и массивы, оформленные в соответствии с современными т енденциями. Каждый район имеет свое «лицо», а также свою цветовую гамму, которая позволяет идентифицировать объект среди множества других.
После реставрации цвет зданий может существенно измениться, что вызывает протесты у горожан
В Москве более, чем в других городах, заметна разница в застройке центра и окружающих его районов. При этом в центре сохранилось множество уникальных зданий, к примеру дома купца Перлова на Мясницкой улице, дом Сысоева на Песчаниковом переулке, здание шоколадной фабрики Абрикосовых, корпус Первой образцовой типографии на Валовой улице и многие и многие другие. Важно сохранить эту историческую застройку, но при этом нет необходимости копировать образцы прошлого в настоящем. Современное общество имеет другой запрос на архитектурные решения и цветовую гамму.