Древнеримское зодчество
Древний Рим - одна из самых могущественных империй в мире, которая распространила свое влияние далеко за пределы страны, распалась в 5 веке нашей эры. Первые свои постройки римляне выполняли по примеру этрусков. Знаменитая этрусская циркульная арка, опирающаяся на стены или колонны с двух сторон, стала одним из самых часто используемых элементов в их зодчестве.
В своих сооружения римляне всегда стремились продемонстрировать
- величие;
- силу;
- мощь;
- торжественность.
Если архитектура древних греков была соразмерна и сомасштабна человеку, то архитектура римлян стремилась его подавить. Посредством монументальности форм создавались и храмовые комплексны и светские здания.
Века активного строительства, достатка, военных походов сменились столетиями запустения и забвения, к 15 веку Рим было не узнать. Когда-то процветающий город в котором проживало почти два миллиона человек, стал городком с населением пятьдесят тысяч.
Те величественные постройки, которыми была так горда, Римская империя превратились в руины и развалины, остатки их камней жители растаскивали для строительства новых зданий и сооружений.
Перечислим те немногие памятники, которые были построены римлянами и сохранились до наших дней:
- Мезон Карре, это здание было возведено в начале нашей эры в Ниме. В 4 веке оно было преобразован в церковь, а в 19 веке его восстановили в первоначальном облике;
- амфитеатр Пулы построен в начале нашей эры в небольшом хорватском городе. Здание вмещало 23 тысячи зрителей и в период непогоды могло накрываться тентом. Амфитеатр неоднократно реконструировали, последние масштабные работы проводили в 1932 году;
- Колизей в Риме построен в 80 году, он мог вмещать до 50 тысяч зрителей. Колизей использовался как арена для гладиаторских боев, а после того, как они прекратились, не имел четкого предназначения и постепенно разрушался;
- библиотека Цельса на двенадцать тысяч свитков была возведена в Турции, сохранилась лишь часть стены;
- Пантеон в Риме построен в 125 году нашей эры, является уникальным техническим и архитектурным решением.
Рисунок 1. Колизей, гравюра Джованни Баттиста Пиранези. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Роль древнеримского зодчества в развитии композиции и приемов итальянской архитектуры XVI века
16 век называют периодом Высокого Ренессанса в Италии, во многом те изменения, которые произошли в городской структуре, были подготовлены еще в прошлом веке, когда несмотря на раздирающие на части междоусобные войны, все же началось восстановление городов.
В новой папской столице завершается возведение значимых идеологических сооружений, которые складываются в единый стиль. Высокий Ренессанс стремится в величественности, продемонстрированной через спокойную гармонию, сдержанность и естественность.
Одним из ведущих архитекторов того времени был Донато Браманте. Его первой значимой работой стала перестройка церкви Санта Мария прессо Сан Ситро. Вместе с Браманте известность набирает и Леонардо да Винчи, свои прогрессивные идеи он фиксирует на бумаге. В скором времени они оформятся в один из самых важных трудов эпохи.
В Риме Браманте создает одно из своих самых известных сооружений – небольшой храм Темпьето, который станет программным произведением новой школы.
Следующей его работой стала церковь Санта Мария делла Паче с ордерной аркадой и пилястрам. В скором времени папа Юлий II назначает Браманте главным архитектором Рима, и он приступает к проектированию собора святого Петра.
Следом за Браманте главным зодчим становится Рафаэль, его самые известные постройки:
- Сант Элиджо дель Орефичи;
- Санта Мария дель Попопло;
- палаццо Видони-Кафарелли;
- палаццо Пандольфини;
- вила Мадама.
Рисунок 2. Палаццо Видони-Каффарелли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Такое долгожданное и вымученное возрождение Рима было прервано войскам Карла V, которые 1527 году вошли в столицу и разграбили ее. Более 55 тысяч населения было вынуждено бежать из пылающего города и немногие вернулись потом назад восстанавливать былое величие.