Барокко в Испании
Архитектура барокко – это период в архитектуре европейских стран и Америки, длившийся примерно 150 – 200 лет. Барокко охватило все сферы культурной жизни человека, но наиболее ярко отразилось в архитектуре и живописи.
В испанской архитектуре барокко появилось в начале XVII века. Суровая простота умершего в 1597 году Эерреры (создателя Эскориала), еще сохраняла прежнее влияние, Гомес де Мора создал Пласа Майор в Мадриде (1621) и занялся строительством коллежа Клересиа в Саламанке.
Рисунок 1. Пласа Майор в Саламанке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Благодаря влиянию барокко, исходившему в большей мере от Италии (Карло Фонтана построил церковь в Саламанке, 1681), строгая архитектура Эрреры сменилась более свободным и вычурным стилем. К слову, испанская архитектура всегда отличалась живописностью форм, поэтому барокко здесь нашло для себя весьма благоприятную почву.
Фасад собора в Валенсии, который был создан Конрадом Рудольфом в 1703 году, выделялся своим «итальянским» внешним видом. Однако, три уровня его ордерной системы, высотой в один этаж отсылают не только к римским и туринским соборам, но и к сицилийской архитектуре последующих десятилетий (церковь в Бушеми или Рагузе).
Утрехтский договор между Францией и Испанией, подписанный в 1713 году, стал разумным компромиссом, обеспечившим Европе несколько десятилетий относительного мира. Благодаря достигнутому равновесию между двумя государствами вновь расцвели новые центры художественного творчества. В Испании возродилась активная строительная деятельность, и, несмотря на то, что Филипп V приглашал многих французских архитекторов для проектирования своих дворцов (например, Робера де Кота в Буэн-Ретиро), испанские специалисты создали целый ряд сооружений, ничем не обязанных французской архитектуре:
- портал дворца Сан-Тельмо (Фигероа);
- монастырь Паулар (Франческо Хуртадо);
- Пласа Майор в Саламанке (братья Чурригера).
Наиболее примечательные достижения в испанском барокко были связаны с именем архитектора Хосе Чурригера и его учеников. Последователи этого зодчего долгое время развивали его манеру и создали так называемый стиль чурригереско.
Хорошим примером жилого дома-особняка начала XVIII века является дворец маркизов Дос Агуас (Валенсия). Внешний декор фасадов здания характеризуется роскошью и творческой изощренностью, максимально приближаясь по архитектуре к французскому рококо.
Вторая половина XVIII века в испанской архитектуре характеризовалась постепенным отказом от барочных форм и усилением позиций классицизма.
Пик развития стиля
Апофеозом испанского барокко называют непомерную пышность (ее долгое время называли «чурригерескной») испанской культуры конца XVII – начала XVIII вв. Чурригереско являлся поистине испанским стилем эпохи барокко и рококо. Исторически стиль вернулся от позднего барокко к эстетике более ранней и пышной архитектуры. Насыщенный орнамент поверхностей дополнялся такими деталями, как изломанные фронтоны и карнизы, завитки, волюты и лепнина. Любая сдержанность архитектурных форм здесь отбрасывалась в связи со стремлением ошеломить зрителя. Название произошло от семьи архитекторов – Чурригера, хотя они и не являлись самыми яркими представителями данного стиля.
Рисунок 2. Сантьяго-де-Компостела. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чурригереско характеризуется максимальной насыщенностью плоскостей, фантастически сложными сплетениями и декоративностью. Все образцы данного стиля отличаются динамикой и живописностью композиции. Следует упомянуть интерьер Сакристии картезианского монастыря – Чертозы в Гранаде (архитекторы – Мануэль Васкес и Луис Аревало). Именно во внешнем виде этого здания чурригереск достиг своей кульминации. Поверхности стен заполнены извивающимися и изогнутыми деталями, некоторые мотивы заимствованы из древнемексиканских и древнеперуанских образцов. Криволинейность форм здания здесь максимально усложняет архитектурный эффект.
Еще одним ярким примером испанского барокко можно назвать «Эль Транспоренте», построенный в 1732 году испанским архитектором Нарцизо Томэ для Кафедрального собора в Толедо. Алтарь Томэ был выполнен в виде статуарной фигуры в пышном и изысканном обрамлении, которое было изготовлено из разноцветных пород мрамора, дополненных позолотой.
Индивидуальность стиля чурригереско выражается в архитектуре собора Сантьяго-де-Компостела.
Пласа Майор в Саламанке
Саламанка – это старинный город Старой Кастилии, располагающийся в 200 км от Мадрида. Нередко туристы называют Саламанку «маленьким Римом». Историческая часть города была признана объектом всемирного наследия.
Появление площади Пласа Майор датировано 1756-м годом. Известно, что приказ о строительстве новой площади был издан Филиппом V, она должна была стать подарком для горожан за помощь в борьбе за испанское наследие.
До начала строительных работ участок у церкви Святого Мартина был весьма загрязнённой площадкой и представлял большой интерес для торгашей. Созданием площади, внешне схожей с мадридской решалось несколько проблем:
- исключение очага преступности;
- увеличение доходов города;
- получение площадки для городских представлений.
Выполнение проекта площади было поручено Альберто де Чурригуэра, одному из известнейших испанских архитекторов того времени. Площадь имеет форму прямоугольника в плане и выстроена в стиле барокко. Прямоугольник со всех сторон окружен трехэтажными зданиями с арками (за исключением муниципалитета).
Как уже отмечалось выше, визуально площадь сильно напоминает Мадридскую площадь (она имеет аналогичное название). Недалеко от площади в Саламанке располагается романский храм Сан-Мартин, в честь которого была названа предыдущая площадь. Сегодня центральную площадь Саламанки посещают тысячи туристов, она является одной из главных достопримечательностей города.