Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кордемуа и Ложье — теоретики архитектуры неоклассицизма

Кордемуа и Ложье

Жеро де Кордемуа (1626 – 1684) – французский историк и философ, сторонник окказионализма (учения, согласно которому душа и тело не могут находиться в реальном взаимодействии между собой).

По рекомендации французского богослова Боссюэ Кордемуа стал личным преподавателем сына Людовика XIV, преподавал ему историю. В 1675 году был избран членом Французской академии, а в 1683 году возглавил ее. В последние годы жизни работал над изданием «История Франции», первый и второй том которого вышли в 1685 и 1689 гг.

Определение 2

Марк-Антуан Ложье (1713 – 1769) – французский аббат и член ордена иезуитов.

Марк-Антуан Ложье был теоретиком искусства Просвещения и архитектуры французского неоклассицизма. Он был католическим священником и членом многих Академий. Являлся автором трактата по теории музыки и нескольких трактатов по истории Венецианской республики, а также «Эссе об архитектуре» (1752). Второе издание «Эссе об архитектуре» было выпущено в 1755 году и предваряется известной гравюрой французского рисовальщика Шарля-Доминик-Жозефа Эйзена, на которой была изображена «хижина Витрувия» - наглядная схема происхождения архитектуры от примитивного лесного шалаша.

Церковь Святой Женевьевы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Церковь Святой Женевьевы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ложье выдвинул теорию о равнозначности античного и готического искусства в контексте французского стиля. Он считал, что допускается сочетать эти два направления и, более того, следует создать так называемый «французский архитектурный стиль», состоящий из готики и античных форм. Его последователь, Жак-Жермен Суффло называл этот стиль «греко-готическим» и попытался использовать его при строительстве Пантеона в Париже. Следование итальянской ветви классицизма Ложье считал ошибочным. Он видел в римской ордерной системе ряд недостатков, считал неправильным соединение колонны со стеной. По убеждениям Ложье, колонна должна стоять свободно, как в готической архитектуре. Встраивание колонн и полуколонн в стену умаляет красоту этого вертикального несущего элемента. Соединение пьедестала и колонны Марк-Антуан Ложье считал «абсурдным нагромождением».

«Кордемуа и Ложье — теоретики архитектуры неоклассицизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Надо сказать, что идеи Ложье оказали большое влияние на архитекторов Суффло и Пьера Контана де Иври, автора проекта реконструкции собора в Аррасе.

Теоретики французского неоклассицизма

Развитие теории французского неоклассицизма сильно отличалось от английского. Осознание относительности культурных достижений XVIII века побудило Клода Перро усомниться в истинной ценности пропорций, описанных Витрувием. Взамен он разработал ряд тезисов, описывающих безусловную и произвольную красоту.

Вызов Витрувию был систематизирован в трактате Кордемуа «Об архитектуре» (1706). В этом издании автор заменил некоторые предложенные Витрувием атрибуты на свои собственные. Например, три основополагающих принципа любой конструкции – польза, прочность и красота – были заменены своей собственной триадой: расположение, распределение и благопристойность. Первые две категории в новом издании относились к архитектурным пропорциям и соответствующему расположению конструктивных элементов. Третья категория означала пригодность конструкции. Кордемуа таким образом предупреждал неуместное применение классических или «почетных» элементов в светских сооружениях. Следовательно, в этой работе не только критиковался стиль барокко, но и предвосхищался интерес архитекторов к выразительности форм и дифференциации внешнего вида в связи с разным назначением зданий. Надо сказать, что эти мысли вполне удовлетворяли потребностям современного общества. Помимо настойчивых требований об уместном использовании античных элементов, Кордемуа выступал за геометрическую их чистоту, опять же, осуждая порождения, подобные «барокко». Не приветствовались перебивки в размещении колонн, ломаные фронтоны и витые колонны. Уместной должна быть и орнаментация. В этом Кордемуа на двести лет опередил Адольфа Лооса, издавшего «Орнамент и преступление». В своем Трактате Кордемуа доказывал, что определенные элементы вовсе не нуждаются в декоре, равно как и некоторые здания не нуждаются в орнаменте. Он предпочитал гладкую кладку и прямоугольные в плане сооружения. Свободно стоящая колонна для него олицетворяла «чистоту» архитектуры, которую, по всей, видимости демонстрируют готические соборы или греческие религиозные сооружения.

Ложье в своей книге «Опыт архитектуры», выпущенной в 1753 году, интерпретировал идеи Кордемуа таким образом, что «универсальность» архитектуры сводилась к первобытной «примитивной хижине», которая была образована при помощи четырех древесных стволов и грубой кровли со скатами. Вслед за Кордемуа аббат Ложье признавал, что данная упрощенная модель являлась своего рода прототипом для некоторых готических построек, не имеющих арок, пилястр и пьедесталов. Подобная «прозрачная» конструкция была реализована Жаком-Жерменом Суффло в Церкви Святой Женевьевы в Париже. Известно, что архитектор одним из первых посетил дорические сооружения в Пестуме. Вероятно, под их впечатлением он и решился воссоздать присущее готическим храмам ощущение света, пропорций и пространства в классических формах. Он воспользовался планом в виде греческого креста. Неф и пределы здания были выполнены в виде системы полукруглых арок, опирающихся на ряды массивных колонн.

Помимо Суффло во Франции работали такие архитекторы-неоклассицисты, как:

  • Жак Анж Габриель;
  • Жак Франсуа Блондель;
  • Этьен Луи Булле.
Дата последнего обновления статьи: 15.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot