Изучая историю архитектуры нельзя не заметить, насколько она циклична. Снова и снова архитекторы, творцы возвращаются к наследию Древнего Рима и Древней Греции, переосмысляя его и вписывая в современный контекст.
Русский ампир
Начало 19 века для Европы знаменуется появлением нового художественного стиля – ампир становится одним из главных течений на два десятилетия. Одновременно с европейским ампиром, в России развивается собственное направление, которое является не копией, а продолжением и переосмыслением французского ампира. Ампир накладывается на периоды высокого и позднего классицизма, мы можем видеть его проявления в архитектуре и убранстве интерьеров.
Стоит отметить, что развитию ампира способствовал подъем патриотических настроений после победы в Отечественной войне 1812 года. Вполне закономерно, что стиль обрел собственные черты, отрицая французские корни.
Русский ампир в истории отечественной архитектуры проявлял себя дважды:
- в начале 19 века, после победы над французской армией;
- в начале 30-х годов 20 века, так называемый сталинский ампир.
У истоков русского ампира находится архитектор Винченцо Бренна – флорентинец, который получил приглашение поработать в России в 1782 году. Характерные черты русского ампира включают наличие декоративных элементов, лепнины и военной символики в сочетании с античными символами. Гербы и доспехи соседствуют с грифонам и сфинксами. Отмечается, что декоративное решение преобладает над конструктивным. Русский ампир прославляет победу, воинов, мужество народа.
Помимо собственно русского ампира выделяют отдельно петербургский ампир, которому характерны градостроительный размах, величественный ансамбль из зданий, а не просто здание. Московскому ампиру более свойственны асимметрия композиции и живописность.
Также встречается разделение русского ампира на петербургский и провинциальный.
Ампир – это стиль, который является завершением эволюции классицизма, родоначальницей ампира считают Францию.
скульптуры в стиле ампир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Синтез архитектуры и монументальной скульптуры в стиле ампир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура «русского ампира» первой трети 19 века
Русский ампир в 19 веке длился не более двух с половиной десятилетий. Он был очень скоротечен, но оставил значимый след в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы.
Самые значимые объекты этого периода:
- здание Биржи на стрелке Васильевского острова, архитектор Том де Томон.
- арка Генерального штаба, архитектор Карл Росси;
- Александровская колонна, архитектор О. Монферран;
- Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, архитектор В.П. Стасов;
- ансамбль Дворцовой площади, архитектор Карл Росси;
- Казанский собор, архитектор Воронихин;
- арка соединяющая Сенат и Синод на Сенатской площади, архитектор Карл Росси;
- дом Лунина, Здание Московского университета, архитектор Жилярди.
Рисунок 2. Карл Росси - один из представителей стиля ампир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также ампир проявился в большом количестве московских усадеб. Желтые особняки украшались колонными портиками, которые поддерживались четным числом колонн. Портик декорировался лепниной с военной символикой. Из-за большого пожара 1812 года места для строительства новых объектов было предостаточно, в это время вводится принцип регулярного строительства, пересматривается план Москвы, появляются новые магистрали.
Русский ампир по правителям делится на александровский и николаевский. Александровский классицизм более ориентирован на греческую античность, чем николаевский.
Ампир, который первоначально сложился во Франции, оказался очень близок по своему настроению русскому народу, вдохновленному победой и окончанием войны. Русский ампир воспевает мощь русской империи и завершает почти вековой этап классицизма. Он опирается на многовековое наследие Греции и Рима, использует монументальные формы, симметрию, массивность, систему ордеров и военной эмблематики. На смену пышному и величественному ампиру вскоре придет эклектика, которая ориентируется на сочетание нового и старого, Эклектика будет господствующим стилем с 1830 по 1890 годы.