Классическая Греция
Классический период в древнегреческой архитектуре принято ограничивать V – IV веками до нашей эры.
Период начался с греко-персидских войн, которые закончились с появлением на свет Афинской морской державы. Афины, возвысившись на фоне своих союзников, получили возможность распоряжаться огромными средствами. Началась разработка залежей мрамора в Аттике, и греческая архитектура вступила в период расцвета. Сооружения, созданные в первые десятилетия V века до нашей эры, стали образцами для объектов строительства последующих веков. Греческие религиозные постройки того времени называют классическими.
Несмотря на то, что в этот период главным центром творческой и культурной деятельности были Афины, в других регионах Эллады также появлялись новые уникальные постройки. Одной из самых известных является храм Зевса в Олимпии. Этот объект является образцом так называемого «сурового» стиля, который господствовал в дорических землях в первой половине V века до нашей эры. Большое количество памятников архитектуры находится в Сицилии и Южной Италии (например, святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона и т.д.).
Рисунок 1. Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Преобладающим типом храмовых построек в V веке до нашей эры был дорический периптер. Фронтоны дорических храмов украшали многофигурные композиции, высеченные из мраморных блоков. Рельефы, закрепленные на метопах фриза были выдержаны в едином масштабе и с одинаковым количеством доминантных фигур.
Древнегреческие зодчие успешно реализовали одну из самых великих задач, которая стояла перед архитекторами всех эпох, - задачу органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.
Сооружения классического периода
Наиболее ярким примером дорического периптера является храм Зевса в Олимпии (468 – 456 гг. до нашей эры). Это выдающееся сооружение было построено архитектором Либоном из Элиды в честь победы над персами.
Высота колонн здания составляет 10,43 м. Именно эта величина стала канонической при строительстве других подобных сооружений. Соотношение количества колонн на длинной и торцевых сторона – 6 к 13. Таким образом на длинной стороне было на одну колонну больше удвоенного количества колонн торцевой стороны. Западный фронтон украшен рельефом, изображающим битву кентавров с лапифами, а восточный – иллюстрацией к мифу о Пелопсе и Эйномае.
Рисунок 2. Храм Афины-Победительницы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Расцвет Афин произошел в V веке до нашей эры. Наибольший размах получило монументальное строительство при Перикле: за два десятилетия был построен центральный архитектурный ансамбль Афин под названием Акрополь. Ансамбль имен архитектурную доминанту – главный храм Парфенон. Помимо него в Акрополе были построены такие сооружения, как:
- храм Афины-Победительницы (Нике Аптерос);
- храм Афины и Посейдона – Эрехтейон;
- мраморный вход – Пропилеи.
Асимметричный архитектурный ансамбль Акрополя является примером единой композиционной концепции. Большая часть творения афинских зодчих была сосредоточена на Акрополе. Улицы остальной части города были узкими и кривыми, жилые дома – низкими и приземистыми. Порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии торговой и социальной сферы. Примечательна и еще одна постройка светского характера: Одеон, также построенный при Перикле. Здесь древние греки проводили музыкальные состязания.
Впрочем, о благоустройстве и внешнем виде Афин заботился и предшественник Перикла – Кимон. Рыночная площадь, называемая агорой, при Кимоне была украшена тенистыми платанами, а недалеко от Афин, в роще героя Академа, заложены гимнастические площадки и масштабные колоннады, дающие тень в знойные дни. Наиболее примечательная колоннада располагалась на агоре – это широко известная Стоя Пойкиле. Великие дела афинян прославлялись декоративными росписями, которые украшали культовые здания.
Ионийские постройки
Сочетание дорийских и ионийских элементов имело место не только в архитектуре, но и в скульптуре. Примером этого может служить творчество Фидия. Статуя, изготовленная им для Парфенона (Афины Девы), была наполнена спокойствием и монументальным величием, так свойственным дорическим конструкциям.
Что касается скульптур, располагающихся снаружи Парфенона, то для них характерна живописность и динамика. Именно такие черты присущи ионическим зданиям классического периода.
Вышеупомянутый храм Ники Аптерос, строительством которого руководил Калликрат, был построен в юго-западной части Акрополя. Храм Ники Аптерос представляет собой небольшой амфипростиль, длина которого 9,56 м, а ширина 6,8 м. Фасадные стороны сооружения имели по четыре колонны, а обрамляющая храм балюстрада украшалась фигурными рельефами.
Если храм Ники Аптерос представляет собой весьма простую прямоугольную в плане постройку, то значительно более сложным объектом, входящим в комплекс Акрополя, является Эрехтейон. Это здание служило местным культом и не претендовало на доминирующую роль, как Парфенон. В этой связи постройка носила гораздо более интимный характер, который характерен для зданий ионического ордера.
Планировка здания довольно сложна и существенным образом отличается от обычного периптерального храма. В основе здания лежит прямоугольный объем, который делится стеной на две неодинаковые части – западную и восточную. Первая была посвящена Посейдону-Эрехфею, вторая служила местом культа Афины Полиады.
В связи с тем, что рельеф местности под храмом мел большой уклон, пол восточной части здания был выше пола западной на три метра. С восточной стороны храма находился неглубокий портик из шести колонн. Парадный вход располагался с северной стороны.