Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Морское дело в Древней Греции

Флот Древней Греции

Греческий флот VI-IV вв. до нашей эры был представлен в основном боевыми кораблями - триерами. Это были гребные суда, по обоим бортам которых располагались весла в три яруса (отсюда их название). Вдоль бортов в верхней части корпуса триеры выступали брусья, с находившимися на них уключинами весел третьего ряда.

На двух нижних рядах весла проходили через бортовые отверстия. В целом, у триеры было 150-170 весел, длиной 2,5-4,5 м каждое.

Афинский флот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Афинский флот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Трюм находился под сплошной боевой палубой. Небольшая рубка для командира размещалась на корме корабля.

Длина триер достигала 40-45 м, ширина –5-6 м, а осадка корабля – 3 м. Триеры имели паруса, которые перед сражением убирали во избежание их поджога. Корабли имели подводные тараны, длиной до 3 м, являвшиеся продолжением киля в носовой части.

Надводные и подводные тараны были основным оружием в морских баталиях древности. Форма надводного тарана могла быть разной – от головы мифического чудовища до элегантного крюка в виде шеи лебедя.

Подводный таран чаще всего представлял собой заостренный брус. Он мог быть сделан из меди или железа, иногда он был деревянный, но окованный медью.

Греческие корабли кроме таранов оснащались абордажными крючьями – корвусами и гарпагами.

Было у них и такое приспособление, которое называли «дельфин» – это был тяжелый груз, имевший форму дельфина. С помощью троса его подвешивали на специальной балке, выступавшей за борт судна. Во время сближения с судном неприятеля дельфина сбрасывали, и он пробивал дно корабля противника или палубу.

«Морское дело в Древней Греции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Экипаж в среднем состоял из 170 гребцов – 62 из них находились на верхней палубе и по 54 гребца на двух нижних палубах. Движением корабля управлял рулевой. Весла гребцов в верхних рядах были тяжелее, поэтому грести было труднее.

Боевые корабли снаряжались на взносы богатых граждан, поэтому они и были командирами кораблей.

Военные корабли Афин с V в. до нашей эры разделялись на два типа - боевые «длинные корабли» и транспортные суда – «круглые корабли». Основное назначение последних – перевозка войск и военных материалов.

К началу 431 г. до нашей эры (Пелопонесская война) афинский флот насчитывал более 300 кораблей. Первые триеры, как считают историки, были построены в Коринфе, там же были построены первые бронированные греческие военные корабли – катафракты.

О силе греческого флота свидетельствует исход битвы в 480 г. до нашей эры при Саламине. В расположении греков в это время находилось всего 380 трирем, а у персов было 1200 боевых кораблей, но они все равно проиграли битву.

К созданию больших кораблей греки начали переходить на пороге новой эры. Плавающей крепостью того времени была тесараконтера – прародитель линейных кораблей, водоизмещением 3000 т.

Гребцов на ней от стрел противника защищала верхняя палуба судна, а лучники такого корабля вели стрельбу по неприятелю из нескольких боевых башен.

Использовались на греческих кораблях и метательные машины – катапульты и баллисты.

Морская программа Фемистокла

Географическое положение Древней Греции создавало благоприятные возможности для развития мореплавания. Сообщение между областями Древней Греции затруднялось горными формами рельефа, поэтому наиболее доступным, быстрым и легким был морской путь.

Морские коммуникации и контроль над ними приносили ощутимые выгоды и обеспечивали решение внутренних проблем. Исходя из этого, с самого начала цивилизации, греки обратились к морскому делу и преуспели в этом отношении.

В жизни греческих полисов видное место занимала морская политика. Особенно большие успехи были достигнуты в V в. до нашей эры Афинами, которые за сравнительно короткий срок сумели сконцентрировать свои усилия на развитии морского дела. Итогом развития морского дела стало строительство в 483 г. до нашей эры флота.

Строительство шло по морской программе Фемистокла. Без этого создание Афинского морского союза в 478 г. до нашей эры, было невозможно. Афиняне использовали этот союз в своих целях и в 40-е годы V в. до нашей эры почти полностью держали под контролем Восточное Средиземноморье.

Морское могущество стало следствием деятельности гениального политика древности – Фемистокла. Карьера Фемистокла начиналась с разработки программы превращения Афин в мощное государство. Инструментом выполнения этой программы должен быть сильнейший в Средиземноморье флот, который необходимо было построить.

Фемистокл понимал, что реализация его идеи приведет к демократизации афинского общества, а он сам станет центром притяжения антиаристократических сил, и ему придется вести борьбу с оппозиционной аристократией.

Контроль над морским путем в Причерноморье Афинское государство утратило в 493 г. до нашей эры после того, как персы подавили восстание ионийцев.

Свою работу Фемистокл, будучи архонтом, начал в 493 г. до нашей эры с укрепления Пирея, хотя южным портом Аттики всегда был Фалер, ближе всех расположенный к морю.

Этой небольшой гаванью афиняне некоторое время довольствовались. Пирей был расположен западнее и путь из Афин в него был длиннее. Однако перед Фалером у Пирея были значительные преимущества.

Прежде всего – это были отвесные скалы, защищавшие глубоководные заливы и наличие трех гаваней. Поэтому для флота именно Пирей был лучшей базой, поскольку вмещал большое количество судов в свои бухты и обеспечивал защиту от неприятеля и от непогоды.

Еще в 511 г. до нашей эры в Пирее хотели устроить главный афинский порт, но обстоятельства тогда изменились.

Фемистокл еще в 482 г. до нашей эры предлагал афинянам направлять доходы от разработки серебряных рудников на создание мощного флота из 200 кораблей. В историю это предложение Фемистокла вошло под названием «морская программа».

Инициативу Фемистокла по направлению денежных средств на строительство порта, поддержало собрание афинян. Он убедил граждан Афин в важности морских сражений.

Однако среди аристократов и зажиточных граждан Афин эта программа нашла множество противников. Особенно упорно противостоял Аристид, выступая за традиционную армию и, не видя особой нужды в укреплении морской мощи.

Тем не менее, Фемистоклу удалось нейтрализовать своего противника, и он приступил к реализации программы.

Программа Фемистокла включала создание нового порта, соответствующего размерам и количеству новых крупных кораблей. Местом для нового порта был избран Пирей, расположенный южнее Афин, на побережье Эгейского моря.

Морская программа Фемистокла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Морская программа Фемистокла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Афиняне участвовали в одобрении проектов кораблей и назначении триерарха, руководителя строительства триер. Флот строили в режиме секретности – верфи находились под охраной и маскировкой. Греков обучали морскому ремеслу.

В ходе создания порта было построено больше 200 кораблей, охранявших Средиземное море, а Пирей со временем стал крупнейшим военным и торговым портом Эллады.

По величине он немного уступал Афинам, а по благоустройству превосходил их.

Фемистокл стал легендарным государственным деятелем, мудрость и знания которого в морском деле привели Афины к победе над Персидской империей и, спасли будущее западной цивилизации.

Дата написания статьи: 27.01.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot